Письмо Минфина России от 26.09.2019 № 24-03-07/74246 "Об установлении требований к гарантийным обязательствам; об освобождении от предоставления обеспечения исполнения контракта; об использовании каталога товаров, работ, услуг при описании объекта.."
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросам применения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части установления требований к гарантийным обязательствам, применения части 8.1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ, применения каталога товаров, работ, услуг, в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
По вопросу № 1
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Таким образом, установление требований к гарантийным обязательствам, расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, является правом заказчика, а не обязанностью.
Частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Таким образом, заказчик самостоятельно устанавливает условия исполнения контракта, в том числе в случае необходимости гарантийные обязательства.
При этом согласно части 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ заказчиком, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 указанной статьи, в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств в случае установления требований к таким обязательствам в соответствии с частью 4 статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
С учетом изложенного отмечаем, что в случае если условиями контракта установлены требования к гарантийным обязательствам, то при исполнении контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан исполнить требования, предусмотренные контрактом и положениями Закона № 44-ФЗ, а также в соответствии с частью 1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ обязан предоставить обеспечение гарантийных обязательств.
При этом согласно части 7.1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ в случае установления заказчиком требования об обеспечении гарантийных обязательств оформление документа о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги осуществляется после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) такого обеспечения в соответствии с Законом № 44-ФЗ в порядке и в сроки, которые установлены контрактом.
Также отмечаем, что согласно части 3 статьи 96 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона № 44-ФЗ.
Таким образом, с учетом того что Законом № 44-ФЗ не установлено иных требований к сроку действия банковской гарантии, срок действия банковской гарантии, предоставленной для обеспечения гарантийных обязательств, должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения гарантийных обязательств не менее чем на один месяц.
По вопросу № 2
Согласно части 8.1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ, освобождается от предоставления обеспечения исполнения контракта, в том числе с учетом положений статьи 37 Закона № 44-ФЗ, в случае предоставления таким участником закупки информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающей исполнение таким участником (без учета правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Такая информация предоставляется участником закупки до заключения контракта в случаях, установленных Законом № 44-ФЗ для предоставления обеспечения исполнения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Таким образом, согласно части 8.1 статьи 96 Закона № 44-ФЗ к информации, подтверждающей добросовестность участника закупки и освобождающей его от предоставления обеспечения исполнения контракта, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником (без учета правопреемства) трех контрактов в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке, исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
Участник закупки на свое усмотрение предоставляет информацию об исполненных контрактах.
При этом в случае отсутствия в реестре контрактов представленных участником закупки сведений такой участник признается не подтвердившим свою добросовестность.
Комиссия по осуществлению закупок самостоятельно рассматривает предоставленную участником информацию об исполненных контрактах и принимает решение о соответствии предоставленной информации требованиям части 3 статьи 37 Закона № 44-ФЗ с учетом всех обстоятельств.
По вопросу № 3
В соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. № 145, в позицию каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог) включается описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона № 44-ФЗ.
Позиции каталога сформированы в том числе с учетом положений пункта 2 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ, согласно которому заказчик при описании объекта закупки использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, стандартизации техническими регламентами, документами национальной системы стандартизации, при этом в случае использования иных показателей, характеристик, требований, не предусмотренных указанными регламентами, документами, заказчик включает в документацию о закупке обоснование необходимости использования таких показателей, характеристик, требований.
Таким образом, при проведении закупок заказчики применяют информацию, включенную в позиции каталога, при этом при выборе соответствующих значений показателей товара, содержащихся в позиции каталога, руководствуются в том числе положениями документов национальной системы стандартизации, технических регламентов, либо включают в документацию о закупке обоснование необходимости использования показателей, не предусмотренных указанными документами, регламентами.
Вместе с тем исходя из существа обращения не представляется возможным определить, какие именно несоответствия требованиям документов национальной системы стандартизации, технических регламентов содержатся в каталоге.
В этой связи Департамент сообщает, что в случае наличия конкретных вопросов, связанных с ведением каталога, заявитель вправе направить конкретные предложения, замечания для их рассмотрения по существу.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 26 Сентябрь 2019
- Номер документа: 24-03-07/74246
- Название документа: Об установлении требований к гарантийным обязательствам; об освобождении от предоставления обеспечения исполнения контракта; об использовании каталога товаров, работ, услуг при описании объекта закупки
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 28.12.2021 № 24-06-07/106845 "Об установлении заказчиком требований к участникам закупки товаров, работ, услуг"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-12-10/57526 "О применяемом законодательстве при заключении контракта банковского сопровождения по проведению мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не предусматривающего оплату услуг банка"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103309 "О решении заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103488 "О представлении справки об отсутствии судимости и требованиях к сроку ее выдачи при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг"