Письмо Минфина России от 28.01.2020 № 24-02-06/5083 "О заключении безвозмездного договора (контракта) и применении бюджетной классификации при компенсации (оплате) расходов на коммунальные услуги в помещениях, находящихся в безвозмездном пользовании"
Минфин России, рассмотрев обращение от 27.12.2019 по вопросам о возможности заключения договора в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Обращение), а также о коде вида расходов, по которому необходимо учитывать такие расходы заказчика, сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Минфин России считает возможным по изложенным в Обращении вопросам сообщить следующее.
1. По вопросу о возможности заключения безвозмездного договора на компенсацию расходов на коммунальные услуги в соответствии с положениями Закона о контрактной системе Минфин России сообщает следующее.
Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным.
Частью 3 статьи 423 ГК РФ установлено, что договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
При этом частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 БК РФ.
Таким образом, контракты, заключаемые заказчиками в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, являются возмездными.
На основании изложенного Минфин России сообщает, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств, и не распространяется на заключение безвозмездных договоров.
Согласно части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Перечень случаев для осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.
Вместе с тем Минфин России сообщает, что согласно пункту 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе в редакции Федерального закона от 27.12.2019 № 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" заказчик вправе заключить с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракт, в том числе на оказание услуг по холодному и (или) горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, теплоснабжению, газоснабжению, услуг по охране, услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в случае если данные услуги оказываются другому лицу или другим лицам, пользующимся нежилыми помещениями, находящимися в здании, в котором расположены помещения, переданные заказчику на законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации. При отсутствии возможности заключения контракта непосредственно с исполнителем указанных услуг заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости указанных услуг пропорционально размеру площади помещений, переданных ему на законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, в общей площади здания, с лицом, заключившим договор (контракт) на оказание указанных услуг. Указанное положение вступило в силу 08.01.2020.
Учитывая изложенное, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий оплату стоимости коммунальных услуг пропорционально размеру площади помещений, переданных ему на законном основании в соответствии с законодательством Российской Федерации, в общей площади здания, с лицом, заключившим договор (контракт) на оказание указанных услуг.
2. По вопросу о коде вида расходов, по которым необходимо учитывать вышеуказанные расходы заказчика, Минфин России сообщает, что согласно Порядку формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципам назначения, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.06.2019 № 85н, а также Порядку применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.2017 № 209н, расходы Россельхознадзора по возмещению затрат балансодержателя здания на оплату коммунальных услуг в занимаемых Россельхознадзором помещениях, находящихся в безвозмездном пользовании, подлежат отражению по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг", увязанному для целей бюджетного учета с подстатьей 224 "Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)" классификации операций сектора государственного управления.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Вторник, 28 Январь 2020
- Номер документа: 24-02-06/5083
- Название документа: О заключении безвозмездного договора (контракта) и применении бюджетной классификации при компенсации (оплате) расходов на коммунальные услуги в помещениях, находящихся в безвозмездном пользовании
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 23.02.2024 "Закупка коммунальных услуг"
- Приказ Минкомсвязи России от 30.03.2018 № 140 (ред. от 25.03.2020) "Об утверждении требований к закупаемым подведомственными Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации федеральными государственными бюджетными.."
- Письмо Минфина России от 07.09.2020 № 24-05-08/78242 "О закупке работ и услуг по техобслуживанию, эксплуатационному контролю, содержанию и ремонту общего имущества в здании, электро-, тепло-, газо-, водоснабжению, водоотведению, охране, обращению..."
- Письмо Минфина России от 26.08.2020 № 24-01-08/74895 "О применении законодательства о закупках при передаче заказчиком арендованного оборудования в безвозмездное пользование третьим лицам и информации (документах), включаемой в реестр контрактов"
- Письмо Минфина России от 21.10.2021 № 24-06-08/85106 "Об установлении отдельного этапа исполнения контракта при ежемесячной поставке ресурсов по контрактам на электроснабжение, водоотведение, водоснабжение и порядке его оплаты"