Письмо Минфина России от 31.08.2020 № 24-03-06/76159 "О подтверждении страны происхождения товара участником электронного аукциона в целях соблюдения запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу применения постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление № 616), в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Согласно пункту 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить следующее.
Установленный Постановлением № 616 запрет на допуск товаров иностранного происхождения применяется в случае, если закупаемый товар (включая поставляемый при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) включен в утвержденный указанным постановлением перечень товаров, в том числе в случае осуществления закупки у единственного поставщика.
Пунктом 6 Постановления № 616 установлен порядок подтверждения соответственно территории производства продукции и страны происхождения отдельных видов промышленных товаров, включенных в указанный выше перечень.
Также отмечаем, что пунктом 10 Постановления № 616 установлено, что для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным указанным постановлением, участник закупки представляет заказчику в составе заявки на участие в закупке выписку из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции с указанием номеров реестровых записей соответствующих реестров и (или) информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если такое предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (далее - Выписка из реестра). Информация о реестровых записях о товаре включается в контракт.
При этом в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
При отсутствии в заявке на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных настоящим пунктом, или копий таких документов эта заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Таким образом, надлежащим исполнением участником закупки своих обязанностей по подтверждению страны происхождения товара является представление в составе второй части заявки на участие в электронном аукционе документов, предусмотренных пунктом 10 Постановления № 616.
При этом необходимо отметить, что согласно пункту 5 Постановления № 616 дополнительным требованием к участникам закупки промышленных товаров, указанных в пунктах 1 - 7, 124 и 125 перечня, является использование при производстве промышленных товаров, и (или) выполнении работ, и (или) оказании услуг материалов или полуфабрикатов, страной происхождения которых является Российская Федерация и (или) государство - член Евразийского экономического союза.
Указанное дополнительное требование не действует в случае, если на территории Российской Федерации и (или) территориях государств - членов Евразийского экономического союза отсутствует производство таких товаров, материалов или полуфабрикатов.
Документы, подтверждающие страну происхождения материалов и полуфабрикатов, представляются поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на этапе исполнения контракта по форме и в порядке, которые предусмотрены пунктом 10 Постановления № 616.
Вместе с тем необходимо отметить, что согласно подпункту "а" пункта 15 Постановления № 616 Минпромторгу России поручено давать разъяснения по вопросам, связанным с применением указанного постановления, а также Минпромторг России является разработчиком данного постановления, в связи с чем в случае необходимости получения дополнительной информации по вопросу, указанному в обращении, заявитель вправе обратиться в Минпромторг России.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 31 Август 2020
- Номер документа: 24-03-06/76159
- Название документа: О подтверждении страны происхождения товара участником электронного аукциона в целях соблюдения запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 11.10.2024 № 24-06-09/98674 "О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения"
- Приказ Минфина России от 08.10.2024 № 149н "О признании утратившими силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных гос."
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97806 "О применении национального режима при закупках отдельными видами юрлиц"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-04-10/97818 "О применении национального режима при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "
- Вебинар от 23.10.2024 "Реформа правового режима импортозамещения в государственных, муниципальных и корпоративных закупках"