Письмо Министерства промышленности и торговли РФ от 01.11.2023 № 117563/12 "Об особенностях применения ограничений допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств"
Департамент стратегического развития и корпоративной политики Минпромторга России (далее - Департамент) в пределах компетенции рассмотрел письма Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области от 9 июня 2023 г. № 34-1-06/255, от 8 августа 2023 г. № 34-1-06-338 по вопросу применения постановлений Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. № 616 (далее - постановление № 616), № 617 (далее - постановление № 617), постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. № 878 (далее - постановление № 878) и постановления Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 102 (далее - постановление № 102) и сообщает следующее.
1. В соответствии с пунктом 1 постановления № 616 устанавливается запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд по перечню согласно приложению к данному постановлению (далее - перечень к постановлению № 616).
В целях реализации постановления № 616 в соответствии с пунктом 6 данного постановления подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации является наличие сведений о такой продукции в реестре промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации (далее - реестр российской промышленной продукции), а подтверждением производства промышленной продукции на территории государства - члена Евразийского экономического союза - наличие сведений о такой продукции в евразийском реестре промышленных товаров государств - членов Евразийского экономического союза, порядок формирования и ведения которого устанавливается правом Евразийского экономического союза (далее - евразийский реестр промышленных товаров).
В соответствии со вторым и третьим абзацами пункта 10 постановления № 616 для подтверждения соответствия закупки промышленных товаров требованиям, установленным постановлением № 616, участник закупки указывает в составе заявки на участие в закупке:
в отношении товаров, страной происхождения которых является Российская Федерация, - номера реестровых записей из реестра российской промышленной продукции, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории Российской Федерации, если это предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (далее - постановление № 719) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт;
в отношении товаров, страной происхождения которых является государство -член Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, - номера реестровых записей из евразийского реестра промышленных товаров, а также информацию о совокупном количестве баллов за выполнение технологических операций (условий) на территории государства - члена Евразийского экономического союза, если это предусмотрено решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23 ноября 2020 г. № 105 (далее - решение № 105) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Евразийского экономического союза соответствующих операций (условий). Информация о реестровых записях о товаре и совокупном количестве баллов включается в контракт (далее при совместном упоминании - реестровые записи).
Отмечается, что пунктом 26 Правил выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением № 719 (далее - заключение), предусмотрено, что по истечении срока действия заключения или в случае отзыва заключения Минпромторг России исключает промышленную продукцию, на которую выдано заключение, из реестра российской промышленной продукции. В этой связи соответствующая реестровая запись прекращает срок своего действия.
Вместе с тем пунктом 13 постановления № 616 установлено, что при исполнении контракта замена промышленных товаров, указанных в перечне к постановлению № 616, на промышленные товары, происходящие из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), не допускается.
Учитывая изложенное, реестровые записи должны быть действующими как на этапе подачи участником закупки заявки на участие в закупке или на этапе заключения контракта, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), так и на этапе исполнения контракта.
В соответствии с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2023 г. № 889, с 1 июня 2023 г. утратил силу абзац первый пункта 10(3) постановления № 616, в соответствии с которым отдельно регламентировалась обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) при передаче товара (результатов работы) предоставить заказчику документы, подтверждающие страну происхождения товара, на основании которых осуществляется включение продукции в реестр российской промышленной продукции или евразийский реестр промышленных товаров.
Вместе с тем частью 2 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) установлено, что при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных Законом № 44-ФЗ.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 95 Закона № 44-ФЗ при исполнении контракта по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком.
Так как критерии определения улучшенных технических характеристик товаров Законом № 44-ФЗ не установлены, заказчик самостоятельно определяет такие критерии и согласовывает с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) их изменение.
В то же время, принимая во внимание положения Закона № 44-ФЗ, комиссия по осуществлению закупок самостоятельно принимает решение о соответствии товара, а также осуществляет проверку соответствующих реестровых записей.
2. В соответствии с пунктом 1 постановления № 617 установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд согласно прилагаемому к постановлению перечню (далее - перечень, ограничение).
Согласно пункту 7 постановления № 617 установлено, что в целях реализации настоящего постановления подтверждением производства продукции на территории Российской Федерации или на территории государства - члена Евразийского экономического союза является указание номеров реестровых записей.
При исполнении контракта, при заключении которого были отклонены заявки в соответствии с ограничениями, установленными постановлением № 617, замена отдельного вида промышленного товара на промышленный товар, страной происхождения которого не является государство - член Евразийского экономического союза, не допускается (пункт 10 постановления № 617).
Таким образом, в отношении постановления № 617 также применяются указанные ранее положения Закона № 44-ФЗ.
3. По вопросу применения постановления № 878 и постановления № 102 Департамент информирует, что в соответствии с пунктом 2 постановления № 878 утверждается перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом пунктом 3(2) постановления № 878 установлено, что подтверждением страны происхождения радиоэлектронной продукции является наличие сведений о такой продукции в едином реестре российской радиоэлектронной продукции (далее - реестр радиоэлектронной продукции) или евразийском реестре промышленных товаров.
В целях подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции требованиям, предусмотренным пунктом 3(2) данного постановления, участник закупки указывает (декларирует) в составе заявки на участие в закупке номер реестровой записи из реестра радиоэлектронной продукции или евразийского реестра промышленных товаров (пункт 3(3) постановления № 878).
В свою очередь, подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в утвержденные постановлением № 102 перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, и перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными данными Правилами (далее - сертификат СТ-1).
Департамент обращает внимание, что в постановлениях № 878 и № 102 также предусмотрены положения о недопустимости замены продукции на продукцию, происходящую из иностранных государств, при исполнении контракта, который заключен по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с установленными данными постановлениями ограничениями (пункт 8 постановления № 878 и пункты 3(1), 3(2) постановления № 102).
Таким образом, в целях реализации положений постановления № 878 реестровые записи в реестре радиоэлектронной продукции или евразийском реестре промышленных товаров должны быть действующими как на этапе подачи участником закупки заявки на участие в закупке, так и на этапе исполнения контракта. Аналогичные требования предусмотрены в целях реализации положений постановления № 102 в отношении соответствующих сертификатов СТ-1.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство промышленности и торговли РФ
- Дата документа: Среда, 01 Ноябрь 2023
- Номер документа: 117563/12
- Название документа: Об особенностях применения ограничений допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 08.05.2024 по делу № А40-260874/23-158-1518 "Суд не взыскал убытки с поставщика не исполнившим контракт из-за санкций"
- Решение Арбитражного суда от 15.03.2024 по делу № А07-11520/2023 "Недостатки товара по госконтракту – суд не взыскал с поставщика неустойку"
- Вебинар от 02.12.2024 "Закупки охранной деятельности по федеральному закону от 5.04.2013 № 44-ФЗ"
- Вебинар от 10.12.2024 "Как подготовиться к завершению финансового года"
- Письмо Минфина России от 17.07.2024 № 02-07-11/66732 "Об оформлении приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги при исполнении контракта в сфере закупок"