Число жалоб в рамках госзакупок сократилось в 2022 году на 30%
Число жалоб, поданных участниками госзакупок (регулируются законом "О контрактной системе", 44-ФЗ) на действия или бездействия заказчиков в 2022 году и рассмотренных Федеральной антимонопольной службой (ФАС) по существу, сократилось на 30%, говорится в сообщении ведомства.
По данным ФАС, в прошлом году по существу было рассмотрено 37,5 тыс. жалоб участников госзакупок против 53,5 тыс. жалоб в 2021 году.
При этом ведомство отмечает, что доля обоснованных жалоб в общем объеме выросла в 2022 году до 42% с 30% годом ранее. Однако в количественном выражении их число сократилось до 15,8 тыс. с 20,9 тыс. в 2021 году.
"Это свидетельствует о возрастающем профессионализме участников закупочных процедур", - говорится в сообщении ФАС.
Впрочем, по оценке участников рынка госзакупок, также сказывается действие начавшего действовать в 2022 году механизма универсальной стоимостная предквалификации. Он предусматривает, что при проведении любой конкурентной закупки с ценой контракта от 20 млн руб. заказчик должен требовать от участника, чтобы тот имел успешный опыт исполнения контрактов (не менее 20% от цены проводимой закупки) за три предыдущих года. Эта мера задумана как средство борьбы с профессиональными жалобщиками, которые участвовали в закупках, не имея цели стать поставщиком. Теперь жалобу могут подать только те компании, которые удовлетворяют требованиям универсальной предквалификации.
По результатам проверок ФАС в прошлом году выявила 29,7 тыс. нарушений.
"Наиболее частыми из них стали нарушения в порядке оценки заявок на участие в конкурсе, неправомерный допуск или отказ в допуске участнику закупки, установление неправомерных требований к содержанию и составу заявок на участие в закупке, нарушения при описании объекта и при выборе способа осуществления закупки", - говорится в сообщении.
При этом антимонопольное ведомство возбудило в 2022 году 26,5 тыс. дел об административных правонарушениях, что немногим меньше аналогичного показателя предыдущего года - 27 тыс. дел.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо ФАС от 27.10.2025 № ГР/101255/25 "Об отсутствии в законодательстве норм, регулирующих обязанность уведомления участника закупки, поставщика, заказчика о проведении контрольным органом в сфере закупок внеплановой проверки"
- Решение Арбитражного суда от 28.07.2025 № А40-86752/25-2-453 "Требование заказчика к участникам закупки подтвердить опыт выполнения работ является правомерным"
- Постановление Арбитражного суда от 05.11.2025 № А11-516/2024 "Норму о соразмерном снижении цены нельзя применять при некачественном оказании услуг"
- Письмо Минфина России от 23.10.2025 № 24-07-08/102864 "О подтверждении происхождения товаров из РФ в рамках национального режима и установлении порядка рассмотрения, оценки, сопоставления, оснований отклонения заявок при закупках отдельными юр"
- Письмо Минфина России от 03.10.2025 № 24-06-09/95869 "О сроках направления заказчиком требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) поставщику"