ЕАЭС рассмотрит возможность ограничения иностранного владения в маркетплейсах
Новый проект соглашения об электронной торговле в ЕАЭС предполагает предоставление участникам союза возможности предъявлять специальные требования или вводить ограничения на работу интернет-площадок с долей иностранцев в капитале более 49% или более 1/3 - в руководящем органе, пишет РБК со ссылкой на документ.
В Минэкономразвития не пояснили, зачем в новую версию проекта включен пункт о возможности ограничения иностранного владения в маркетплейсе. Представитель ведомства лишь отметил, что предложенные нормы еще обсуждаются с участниками рынка и экспертами, "их еще предстоит внимательно изучить". Однако один из участников обсуждения указал изданию на то, что площадки электронной торговли относятся к "уязвимой критической инфраструктуре", а предлагаемая норма направлена на то, чтобы сделать "некую страховку, защитить внутренних потребителей".
Глава российской Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) Артем Соколов сказал изданию, что компании, состоящие в ней, полностью российские и на них эти ограничения распространяться не будут. Соколов предположил, что данный пункт соглашения направлен на "приземление" зарубежных компаний на пространстве ЕАЭС, то есть создание филиалов или представительств на его территории.
Источник РБК на рынке интернет-торговли рассказал, что под действие этой нормы могут подпасть отдельные компании из ЕАЭС. Например, "довольно популярный" в Казахстане маркетплейс Kaspi, 28,67% в котором по данным за III квартал принадлежали фондам Baring Vostok, а 20,54% торговались на Лондонской фондовой бирже.
Кроме того, под ограничения могут подпасть такие популярные зарубежные маркетплейсы, как Amazon, Asos, Facebook (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской на территории РФ) и другие. Владельцы этих площадок ограничили возможность принимать оплату с российских банковских карт после начала специальной военной операции на Украине. Некоторые из них больше не доставляют продукцию в Россию. Однако это ограничение не было введено для других стран - членов ЕАЭС, жители которых могут свободно делать заказы.
Проектом соглашения также предлагается создать единый реестр электронных торговых площадок. Если юрлицо или индивидуальный предприниматель не включен в этот реестр и нарушит требования, предъявляемые к электронной торговле, его сайт может быть заблокирован.
Кроме того, предлагается создать единый перечень запрещенных или ограниченных к продаже товаров; установить единые требования к форме и порядку оплаты товара, включая возможность использования национальных платежных систем и расчетов в национальных валютах государств-членов. Члены ЕАЭС смогут, в том числе, устанавливать максимальное значение размера платы, которую финансовые организации и операторы платежных систем могут взимать при оплате товара электронными деньгами.
Помимо этого, проектом предлагается разрешить применение электронных документов в рамках трансграничного взаимодействия и др.
Соглашение не будет распространяться на госзакупки, биржевую торговлю и услуги электросвязи, уточняется в документе.
В конце 2021 года страны - участницы ЕАЭС утвердили так называемую "дорожную карту" для создания "благоприятных условий развития электронной торговли". В рамках нее были созданы объединения, которые должны разрабатывать правила для своих участников, а также "защищать интересы граждан и предпринимателей", указано на сайте Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Предполагалось, что участники этих объединений сформируют свою версию проекта соглашения об электронной торговле, чтобы создать универсальные подходы для работы единого рынка.
Новое соглашение должно ввести унифицированные правила электронной торговли среди стран ЕАЭС. Разосланный Минэкономразвития документ должны согласовать внутри России, а затем направить на обсуждение в ЕЭК, где его должны будут подписать все страны-участницы.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 17.07.2024 № 02-07-11/66732 "Об оформлении приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги при исполнении контракта в сфере закупок"
- Приказ Минфина России от 08.10.2024 № 149н "О признании утратившими силу приказа Министерства финансов Российской Федерации от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных гос."
- Письмо Минфина России от 26.09.2024 № 24-06-06/92792 "Кто от имени участников может осуществлять юридически значимые действия в ЕИС при проведении закупок по Закону № 44-ФЗ"
- Решение Федеральной антимонопольной службы от 28.10.2024 по делу № 36549/24 "Отсутствие пустых страниц копии листов документа, удостоверяющего личность (паспорта) – правомерное основание для отказа Заявителю в допуске к участию в Аукционе"
- Письмо Минфина России от 29.03.2024 № 02-07-11/28704 "О перечислении в бюджет штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках, поступающих на лицевые счета бюджетных учреждений от участников электронных торгов, и их отражении в бухучете"