Menu
RSS
A+ A A-

Эксперты прогнозируют рост госрасходов по всему миру при переходе на экологичные госзакупки

Переход государств на проведение "зеленых" госзакупок (ориентированных на достижение углеродной нейтральности или снижение выбросов парникового газа) может к 2050 привести к росту госрасходов на 3-6%, говорится в докладе Всемирного экономического форума (ВЭФ) и консалтинговой компании BCG "Зеленые госзакупки как катализатор углеродно-нейтральной экономики".

В сообщении BCG говорится, что примерно 40% всех выбросов, связанных с госзакупками, могут быть уменьшены при затратах менее $15 за тонну выбросов CO2, хотя от отрасли к отрасли эта сумма различается. В то же время, более экологичные госзакупки вряд ли увеличат расходы правительств более чем на 3-6% (на $300-450 млрд, влияние на цену в процентах рассчитано на базе исходных данных для США на 2021 год, в других странах этот показатель будет отличаться).

По данным исследователей, на госзакупки приходится около 7,5 млрд тонн выбросов СО2. Причем большую их часть (70-75%) формируют шесть отраслей: оборона и безопасность (1,3 млрд тонн), транспорт (900 млн тонн), услуги по обращению с отходами (900 млн тонн), строительство (900 млн тонн), промышленность (600 млн тонн) и ЖКХ (600 млн тонн). При этом отмечается, в первых двух сегментах государство формирует 90% и 60% спроса. В остальных сегментах - от 25% до 5%.

Эксперты считают, что в сегментах обороны и безопасности, транспорта и строительства при затратах до $15 на тонну выбросов СО2 можно сократить до 35% от общего объема выбросов. В $15-100 за тонну будет обходиться сокращение выбросов в "оборонке" на 20%, на транспорте - на 15%, в строительстве - на 55%. Сокращение остальных выбросов (45%, 50% И 10% соответственно) будет обходиться государствам в более чем $100 за тонну.

В сегментах услуг по обращению с отходами, промышленности и ЖКХ при затратах менее $15 за тонну выбросов можно будет сократить 55%, 45% и 55% выбросов, при затратах от $15 до $100 - 30%, 30% и 45%, при затратах более $100 за тонну - 15% и 25%.

В то же время исследователи считают, что переход на "зеленые" госзакупки будут стимулировать дополнительные инвестиции со стороны частного сектора и создавать новые рабочие места. Предполагается, что к 2050 году общий объем таких инвестиций составит около $4 трлн, а число новых рабочих мест - 3 млн.

Управляющий директор и старший партнер BCG Йорг Хильдебрандт отметил, что объемы госзакупок и средств, выделяемых государствами на эти цели, могут иметь большое значение в борьбе с глобальным потеплением. При переходе на более устойчивые продукты и услуги правительствам придется некоторое время платить "зеленую премию". Однако затем затраты будут снижаться по мере распространения новых технологий, благодаря которым производство углеродно-нейтральных продуктов станет более эффективным с экономической точки зрения.

В РФ вопрос перехода к "зеленым" госзакупкам или использования в таких закупках каких-либо экологических стандартов пока остается открытым.

Партнер-эксперт и директор BCG Константин Полунин считает, что говорить о введении новых правил госзакупок для снижения выбросов в России скорее преждевременно, поскольку прежде предстоит сформировать страновые приоритеты и механизмы стимулирования энергоперехода, включая механизмы ценообразования и введения в хозяйственный оборот новой экономической сущности - СО2 эквивалент.

При этом участники российского рынка закупок считают, что ESG-тематика (Environmental, Social, Governance - экологические и социальные факторы, а также факторы корпоративного управления) окажет значительное влияние на закупочные процессы. В декабре гендиректор электронной торговой площадки (ЭТП) "Сбер А" ("Сбербанк-АСТ") Николай Андреев пояснил, что в течение ближайших месяцев можно будет услышать про "зеленых" поставщиков, "зеленые" поставки и т.п. Такие компоненты, как "зеленость" закупок и "зеленость" поставщиков, будут отрейтингованы и внесены в определенные реестры.

В свою очередь начальник департамента сводного планирования и организации закупочной деятельности ПАО "Россети" (MOEX: RSTI) Юрий Зафесов отмечал, что ESG-тематика становится все более актуальной для российских компаний. Однако с ее принятием и распространением в стране есть определенные трудности.

Принципы ESG детально не прописаны и сегодня в мире существует около 500 центров, которые занимаются сертификацией соответствия компаний принципам ESG. Однако каждый из этих центров понимает и трактует ESG по-разному, что снижает ценность их сертификатов.

По мнению Зафесова, России необходим единый ESG-стандарт, который можно было бы использовать и в закупках. Сейчас этим вопросом занимается "Деловая Россия".

Ранее заместитель председателя Банка России Руслан Вестеровский сообщал, что в Банке России обсуждается вопрос использования ESG-критериев при проведении закупок. Он считает, что поставщики, предлагающие более экологические товары, могут рассчитывать на премию, такая продукция непосредственно при закупке может быть дороже, но в долгосрочной перспективе она в итоге будет дешевле.

Закупки Банка России не регламентируются закупочным законодательством - ЦБ самостоятельно определяет правила проведения своих закупок. В настоящее время Банк России руководствуется положением "О закупках Центрального банка РФ" (№632-П).

Наверх

Сайты органов власти

Партнеры

Официальные торговые площадки

Официальные торговые площадки

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12