Menu
RSS
A+ A A-

ФАС России согласовывает итоговую версию законопроекта об электронизации имущественных торгов

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России подготовила и согласовывает финальную версию законопроекта, направленную на электронизацию и унификацию имущественных торгов, сообщил источник, знакомый с положениями документа.

<...> многообразие подходов и процедур (в сфере имущественных торгов) создает неопределенность и вводит в заблуждение и собственников имущества, и лиц, заинтересованных в приобретении соответствующих имущественных прав. Кроме того, физическая удаленность местонахождения отдельных категорий имущества и необходимость очного участия в подаче заявки и торговой сессии создает дополнительные трудности и финансовые издержки для заинтересованных хозяйствующих субъектов.

Сам законопроект предполагает внесение в закон "О защите конкуренции" (135-ФЗ) нормы, предусматривающей проведение различных имущественных торгов в электронной форме с использованием системы torgi.gov.ru, а также внесение изменений в ряд отраслевых законодательных актов.

Так, 135-ФЗ планируется дополнить отдельной статьей (17.2), устанавливающей порядок проведения обязательных торгов и заключения договоров по результатам таких торгов. Такие торги должны проводиться в электронной форме на электронных торговых площадках (ЭТП), отобранных правительством РФ для проведения госзакупок.

Порядок проведения торгов (в форме аукциона или конкурса), требования к извещению о проведении торгов, к заявке на участие в них, перечень документов для участия в торгах, порядок подписания договоров по результатам торгов, и т.п. должно будет определить правительство РФ.

Также в этой статье прописаны задачи по информационному обеспечению торгов, которые должна будет решать система torgi.gov.ru (ее оператором является Федеральное казначейство, которое в настоящее время занимается созданием новой ГИС "Торги").

Кроме того, в законопроекте оговаривается, что все процессы проведения имущественных торгов в электронной форме должны будут "отслеживаться" системой "Независимый регистратор", созданной для мониторинга и фиксации действий, бездействий участников закупок в рамках контрактной системы.

Новую норму о проведении имущественных торгов в электронной форме ФАС предлагает распространить на торги, проводимые в рамках приватизации госимущества, на торги на право заключения договора пользования рыбоводным участком (законопроект предусматривает внесение соответствующей поправки в закон "О рыбоводстве"), на право заключения договора о строительстве и эксплуатации наемного дома коммерческого или социального использования, о комплексном развитии территории (вносятся изменение в Градостроительный кодекс РФ), на приобретение или аренду земельных участков (Земельный кодекс РФ), на аренду лесного участка (Лесной кодекс РФ), на право заключения договора водопользования (Водный кодекс РФ), на право заключения охотхозяйственного соглашения (закон "Об охоте"), на право заключения договора пользования рыболовным участком (закон "О рыболовстве"), на предоставление лицензий на услуги связи с использованием радиочастотного спектра ("О связи"), на право осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, по продаже заложенного имущества, а также на ряд других видов имущественных торгов. В том числе, на аукционы на право пользования участками недр.

В результате, под действие новой нормы должны подпасть все имущественные торги, за исключением тех из них, которые проводятся в соответствие с законами "О банкротстве", "О государственно-частном партнерстве" и "О концессионных соглашениях".

Все эти положения, в случае принятия законопроекта, вступят в силу с 1 сентября 2023 года. К этому времени правительство РФ должно подготовить и принять несколько новых нормативных правовых актов, внести изменения в 13-15 действующих актов. Кроме того, потребуется изменение или отмена ряда ведомственных актов.

Как сообщалось, ФАС подготовила этот законопроект еще осенью прошлого года, но не смогла его согласовать с заинтересованными органами власти. В частности, с Минэкономразвития.

По словам источника, в финальной версии законопроекта все разногласия урегулированы.

Ранее необходимость электронизации и унификации нормативной правовой базы в сфере имущественных торгов на основе закона "О защите конкуренции" ФАС объясняла, в частности, тем, что ситуация в этой сфере не меняется в течение более чем 10 лет.

В ФАС отмечали, что этот вопрос неоднократно поднимался в правительстве РФ на протяжении последних 12 лет. Профильные федеральные органы власти предлагают совершенствование торгов в соответствующих отраслевых законах и по существу они являются правильными, но ФАС России не может их поддержать, поскольку это приведет к консервированию ситуации с 50 различными процедурами проведения торгов по всем видам имущества.

При этом служба подчеркивала, что процедуры проведения "отраслевых" торгов органами власти всех уровней, в том числе предоставление прав на все виды природных ресурсов, земельные участки, движимое и недвижимое имущество, прав аренды, реконструкции, реализации конфискованного имущества и т.п., регламентируются более чем 50 нормативными правовыми актами. Эти акты предусматривают различное регулирование, в том числе в вопросах, не имеющих отраслевой специфики. Речь идет о разных правилах публикации информации о торгах, о подаче заявок, о заключении договоров, множественной регистрации участников и т.п.

Стоит также отметить, что прежде активную работу по электронизации имущественных торгов вело Минэкономразвития, которое в 2019 году направило в правительство несогласованный проект закона "Об электронных торгах".

Этот законопроект предусматривал перевод всех торгов госимуществом на единую универсальную электронную процедуру с сохранением отраслевых особенностей в рамках отраслевого законодательства, введение единого порядка проведения торгов в электронной форме, перевод всех имущественных торгов на электронные торговые площадки (ЭТП), отобранные правительством РФ для проведения госзакупок, установление единых требований к участникам торгов, документации о торгах и т.п.

Также в законопроекте оговаривалось, какие его положения могут быть расширены и дополнены отраслевым законодательством, а какие не могут.

Эта законодательная инициатива вызвала критику со стороны ряда регуляторов (например, в части организации одной универсальной торговой процедуры ), а также участников рынка - электронных площадок, занимающихся проведением торгов.

Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12