Госдума РФ рассмотрит в I чтении законопроект о дальнейшем упрощении и ускорении госзакупок
Госдума РФ на пленарном заседании в четверг рассмотрит в I чтении поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), направленные на дальнейшее упрощение госзакупок и сокращение времени их проведения (№ 314175-8), следует из повестки заседания.
Документ был подготовлен по инициативе спикера Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая в феврале предложила правительству ввести мораторий на применение 44-ФЗ на период до завершения военной спецоперации, чтобы можно было оперативнее осваивать выделяемые средства.
Минфин РФ, в свою очередь, тогда же отмечал, что действующее закупочное законодательство обеспечивает все необходимые инструменты для заключения контрактов в сжатые сроки. В том числе как в рамках конкурентных процедур, так и без их использования по решениям органов исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций (закупки у единственных поставщиков). При этом в министерстве подчеркивали, что в настоящее время срок определения исполнителей госконтрактов, в том числе подрядчиков для строительных работ, может не превышать 26 календарных дней при проведении конкурса или 18 календарных дней при проведении аукциона.
Тем не менее, в середине марта Совфед подготовил этот законопроект. Но речь в нем шла уже не о моратории на применение 44-ФЗ, а об упрощении и ускорении госзакупок.
Так, для ускорения закупочного процесса предлагается расширить практику проведения закупок в виде электронного запроса котировок (6 календарных дней - ИФ). Для этого планируется повысить ценовой порог для таких закупок с 3 млн до 10 млн рублей, а также снять ограничения на долю таких закупок в совокупном годовом объеме закупок (СГОЗ).
Законопроект также предусматривает повышение ценового порога для закупок в "электронных магазинах" (так называемые "закупки с полки") электронных торговых площадок (ЭТП) с 3 млн рублей до 5 млн рублей.
Кроме того, законопроектом предлагается дополнить 44-ФЗ временной нормой, позволяющей до 1 января 2025 года проводить строительные закупки "под ключ". Предполагается, что эта норма позволит более оперативно и эффективно осуществлять строительство различных объектов с полным циклом от момента проектирования объекта до этапа его оснащения всем необходимым для его эксплуатации оборудованием.
Также госзаказчикам планируется предоставить право на заключение контракта со вторым участником закупки в случае расторжения контракта с победителем такой закупки в связи с возникновением независящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, без условия принятия решения о внесении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Помимо этого, предлагается сократить сроки согласования заключения контракта с единственным поставщиком.
Правительство РФ в итоге поддержало этот законопроект, но при условии, что он будет доработан ко II чтению с учетом правительственных замечаний. Об этом говорится в отзыве правительства, опубликованном в системе обеспечения законодательной деятельности Госдумы.
В частности, правительство считает избыточной временную норму законопроекта о возможности проведения строительных госзакупок "под ключ", поскольку в 44-ФЗ уже есть положения, позволяющие осуществлять такие закупки.
Также в отзыве правительства отмечается, что для предлагаемых поправок в части использования процедуры запроса котировок необходимо ввести временное ограничение. "С целью оценки возможных рисков злоупотребления такой формой закупок со стороны заказчиков и ее негативного влияния на развитие конкуренции", - говорится в правительственном отзыве.
Как сообщалось, в марте-апреле прошлого года правительство приняло оперативные меры, направленные на поддержку участников рынка закупок и закупок госкомпаний. В конце 2022 года действие этих норм было продлено на 2023 год.
За 9 месяцев 2022 года госзаказчики заключили 1,3 млн контрактов на общую сумму в 5,1 трлн рублей против 1,4 млн контрактов на 4,5 трлн рублей годом ранее. По данным Минфина, 88% контрактов (в стоимостном выражении) заключены с единым поставщиком (24%) или по результатам несостоявшихся закупок (64%). Годом ранее эти показатели составляли 17% и 60%.
По оценке Минфина, влияние антисанкционных мер (предоставляют правительству РФ и региональным органам власти дополнительные основания для определения единых поставщиков по тем или иным закупкам - ИФ) на закупки у единых поставщиков невелико. По особым основаниям по решениям правительств (субъектов) с едиными поставщиками заключается только около 8% контрактов.
Похожие материалы (по тегу)
- Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2025 № 26н "О внесении изменений в подпункты "а" и "б" пункта 10 порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком"
- Решение Арбитражного суда от 06.05.2024 № А38-4715/2023 "Антимонопольный орган не вправе включать сведения в РНП спустя 2 года"
- Письмо Минфина России от 20.02.2025 № 24-01-06/16146 "O согласовании с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) юридическим лицом, осуществляющим закупку за счет средств"
- Письмо Минфина России от 18.02.2025 № 24-01-10/15030 "О применении положений части 15 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 12.02.2025 № 24-06-09/12540 "О применении положения ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении контракта с ед."