План-график размещения заказов на 2014 год: новые требования и правила заполнения
Приказом Минэкономразвития России №№ 544, Казначейства России №№ 18н от 20.09.2013 года определены особенности составления планов-графиков размещения заказов в переходный период становления контрактной системы. Анализу планов-графиков на 2014 год, размещенных на официальном сайте http://zakupki.
gov.ru, типичных ошибок заказ
чиков и рекомендациям по их
исправлению посвящена статья
автора.
Контрактная система, введенная федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон № 44-ФЗ), накладывает на заказчиков новые обязанности и ограничения. В частности, требования к планам-графикам стали более конкретными, объемными и детализированными.
Согласно приказу Минэконом развития России № 544, Казначейства России № 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы», при составлении планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на 2014 год должна использоваться форма, утвержденная приказом № 761/20н от 27 декабря 2011 г., но с учетом особенностей, предусмотренных приказом № 544/18н от 20 сентября 2013 г. Указанные особенности отражают нововведения, предусмотренные законом № 44-ФЗ о контрактной системе.
План-график на 2014 год должен включать информацию о запретах и ограничениях, условиях допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии со статьей 14 закона № 44-ФЗ, при их наличии; преимущества, предоставляемые участникам закупки, в соответствии со статьями 28 и 29 закона № 44-ФЗ; дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с ч.2 ст.31 закона № 44-ФЗ; информацию об участии в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; информацию об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги.
В контрактной системе некоторые обязанности и ограничения действий заказчика поставлены в зависимость от совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
В частности, согласно ч.1 ст.30 закона № 44-ФЗ, заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской
Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
Согласно ч.2 ст. 72 закона № 44-ФЗ, совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком.
Согласно пп.4, 5 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, совокупный годовой объем закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не должен превышать 5% (пять процентов) размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком; при закупках учреждениями культуры и образовательными организациями на сумму, не превышаю щую 400 тыс. руб., совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50% (пятьдесят процентов) размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком.
Пока планы-графики, предусмотренные законом № 44-ФЗ, с учетом отсутствия единой информационной системы, в течение переходного периода не составляются, в ч.3 статьи 112 установлено правило, что в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок производится заказчиками без использования планов-графиков. Но, с учетом разъяснений представителей департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, использовать для этих расчетов нужно план-график размещения заказов, составляемый в соответствии с приказом № 544/18н от 20 сентября
2013 г.
Кроме того, важно помнить, что договоры, заключенные в 2013 году в соответствии с лимитами 2014 года (с оплатой в 2014 году), не учитываются в совокупном годовом объеме закупок 2014 года, который исчисляется в соответствии с планом-графиком размещения заказов на 2014 год.
Таким образом, правильное составление плана-графика размещения заказов на
2014 год становится залогом законности закупочной деятельности заказчика и необходимым условием осуществления закупок в рамках контрактной системы.
План-график размещения заказов на 2014 год может быть размещен на официальном сайте как в структурированном, так и в неструктурированном виде. Переход к размещению планов-графиков исключительно в структурированном виде планируется осуществить только с введением в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок.
Заказчикам важно знать и учитывать основные изменения требований к составлению планов-графиков на 2014 год.
1. В план-график необходимо включать закупки путем проведения всех видов конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений, а также закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – т.е. с использованием всех способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных законом № 44-ФЗ.
2. Вместо кода ОКАТО необходимо указать код ОКТМО.
3. Вместо кода ОКДП по каждой строке нужно указывать код ОКПД – Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, с обязательным указанием класса, подкласса, группы, подгруппы и вида объекта закупки.
4. В столбце 6, кроме минимально необходимых требований к предмету контракта, нужно указывать запреты и ограничения на допуск товаров, предоставляемые преимущества, ограничения, дополнительные требования к участникам (при наличии), информацию об обязательном общественном обсуждении закупки.
5. В столбце 8 при указании количества товара (работы, услуги), если период осуществления закупки превышает календарный год, через символ «/» указывается количество товара, планируемого к поставке в текущем году исполнения контракта.
6. В столбце 9 указывается не ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта, а «начальная (максимальная) цена контракта» в тыс. руб. Через символ «/» также указывается размер выплат в текущем году, если срок исполнения контракта превышает календарный год.
7. В столбце 10 указываются: «размер обеспечения заявки» (в тыс. руб.) / «размер обеспечения исполнения контракта» (в тыс. руб.) / «размер аванса» (в процентах).
8. В столбце 11 указывается срок размещения извещения или срок заключения контракта.
9. В столбце 12, кроме срока исполнения контракта, на случай поэтапного исполнения указываются сроки исполнения отдельных этапов или периодичность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и т.п.).
10. Информация о закупках преподавательских услуг, услуг экскурсовода, закупках лекарственных препаратов (п.7 ч.2 ст. 83 закона 44-ФЗ) в столбцах 1, 5, 9 и 13 размещается одной строкой в размере совокупного годового объема денежных средств по каждому пункту (с учетом изменений, внесенных законом № 396-ФЗ от 28.12.2013 г.).
11. Информация о закупках у единственного поставщика по пунктам 4 и 5 ч.1 ст.93 закона 44-ФЗ (закупки до 100 тыс. руб., закупки до 400 тыс. руб.) указывается в столбцах 1, 9, 13 одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по каждому коду.
12. Отдельной строкой в столбцах 9 и 13 указывается итоговая информация о совокупных годовых объемах закупок в тыс. руб.:
– у единственного поставщика по п.4 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ;
– у единственного поставщика по п.5 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ;
– у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
– осуществляемых путем проведения запроса котировок;
– всего планируемых в текущем году; через символ «/» – размер выплат по исполнению контрактов в текущем году.
Анализ планов-графиков размещения заказов на 2014 год, размещенных на официальном сайте, показал следующие результаты:
• требование об указании кода ОКПД объекта закупки исполнили только 40% заказчиков;
• требования к закупаемым товарам, работам, услугам, позволяющие идентифицировать предмет контракта, указали только 30% заказчиков;
• информацию о совокупном годовом объеме закупок:
у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
осуществляемых путем проведения запроса котировок;
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, – разместили только 25 % заказчиков;
• сведения о размерах обеспечения заявки и обеспечения контракта разместили только 45% заказчиков;
• информацию о периодичности поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг указали только 20% заказчиков.
Анализ был проведен на основе информации, включенной в планы-графики размещения заказов на 2014 год, размещенной 20 (двадцатью) случайно отобранными заказчиками федерального, регионального и муниципального уровня, включая органы власти, бюджетные и казенные учреждения.
Использовать запросы
предложений и конкурсы с ограниченным участием планирует только 5% заказчиков, чьи планы были объектом исследования; двухэтапные конкурсы пока не запланированы ни одним из заказчиков. Также следует отметить резкое сокращение количества планируемых закупок путем проведения запроса котировок. Примерно 40% заказчиков полностью отказались от использования запроса котировок в своей закупочной деятельности.
Заказчики допускали и иные ошибки и нарушения при составлении планов-графиков. В частности, распространенными ошибками являются:
– указание способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренных законом № 44-ФЗ, например: повторный аукцион, закупки малых объемов;
– неправильное указание оснований закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
– неправильный расчет размера обеспечения заявки при планировании электронных аукционов с начальной ценой, не превышающей 3 млн руб. (размер обеспечения должен составлять ровно 1% (один процент) НМЦК);
– совокупный годовой объем закупок способом запроса котировок превышает 10% объема средств, предусмотренных на закупки планом-графиком;
– совокупный годовой объем закупок по п.4 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ превышает 5% размера средств, планируемых на осуществление всех закупок;
– заказчики не учитывают изменения, внесенные законом № 396-ФЗ от 28.12.2013 г. (в частности, планируют для заключения договора на поставку электроэнергии использовать запрос предложений);
– итоговая информация о совокупных годовых объемах закупок не соответствует информации о начальных (максимальных) ценах контрактов по отдельным объектам закупки (указанной в строках плана-графика).
В заключение необходимо отметить, что заказчикам следует более внимательно и ответственно относиться к обязанности составления и размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов, поскольку планированию в рамках контрактной системы уделяется повышенное внимание, включая установление требований достоверности, полноты, открытости и прозрачности размещаемой информации. В течение января 2014 года, в первый месяц функционирования контрактной системы, заказчикам выполнить указанные требования в отношении планов-графиков не удалось. Соответственно, актуальной является задача утверждения планов-графиков в новой редакции (внесения в них изменений), с исправлением всех допущенных ошибок и недостатков. При этом важно помнить, что при размещении новой редакции плана-графика необходимо прикрепить документ, содержащий перечень внесенных изменений (постановление правительства № 913 от 12.10.2013 г.).
Контрактная система, введенная федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - закон № 44-ФЗ), накладывает на заказчиков новые обязанности и ограничения. В частности, требования к планам-графикам стали более конкретными, объемными и детализированными.
Согласно приказу Минэконом развития России № 544, Казначейства России № 18н от 20.09.2013 «Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов графиков размещения заказов на 2014 и 2015 годы», при составлении планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков на 2014 год должна использоваться форма, утвержденная приказом № 761/20н от 27 декабря 2011 г., но с учетом особенностей, предусмотренных приказом № 544/18н от 20 сентября 2013 г. Указанные особенности отражают нововведения, предусмотренные законом № 44-ФЗ о контрактной системе.
План-график на 2014 год должен включать информацию о запретах и ограничениях, условиях допуска товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок в соответствии со статьей 14 закона № 44-ФЗ, при их наличии; преимущества, предоставляемые участникам закупки, в соответствии со статьями 28 и 29 закона № 44-ФЗ; дополнительные требования к участникам закупки, установленные в соответствии с ч.2 ст.31 закона № 44-ФЗ; информацию об участии в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций; информацию об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги.
В контрактной системе некоторые обязанности и ограничения действий заказчика поставлены в зависимость от совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
В частности, согласно ч.1 ст.30 закона № 44-ФЗ, заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, закупок Российской Федерацией, субъектами Российской
Федерации, муниципальными образованиями услуг по предоставлению кредитов, закупок товаров, работ, услуг, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с федеральным законом от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях», и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять с учетом положений части 5 настоящей статьи закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.
Согласно ч.2 ст. 72 закона № 44-ФЗ, совокупный годовой объем закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок, не должен превышать 10% объема средств, предусмотренных на все закупки заказчика в соответствии с планом-графиком.
Согласно пп.4, 5 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, совокупный годовой объем закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., не должен превышать 5% (пять процентов) размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком; при закупках учреждениями культуры и образовательными организациями на сумму, не превышаю щую 400 тыс. руб., совокупный годовой объем таких закупок не должен превышать 50% (пятьдесят процентов) размера средств, предусмотренных на осуществление всех закупок заказчика в соответствии с планом-графиком.
Пока планы-графики, предусмотренные законом № 44-ФЗ, с учетом отсутствия единой информационной системы, в течение переходного периода не составляются, в ч.3 статьи 112 установлено правило, что в 2014 и 2015 годах расчет совокупного годового объема закупок производится заказчиками без использования планов-графиков. Но, с учетом разъяснений представителей департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России, использовать для этих расчетов нужно план-график размещения заказов, составляемый в соответствии с приказом № 544/18н от 20 сентября
2013 г.
Кроме того, важно помнить, что договоры, заключенные в 2013 году в соответствии с лимитами 2014 года (с оплатой в 2014 году), не учитываются в совокупном годовом объеме закупок 2014 года, который исчисляется в соответствии с планом-графиком размещения заказов на 2014 год.
Таким образом, правильное составление плана-графика размещения заказов на
2014 год становится залогом законности закупочной деятельности заказчика и необходимым условием осуществления закупок в рамках контрактной системы.
План-график размещения заказов на 2014 год может быть размещен на официальном сайте как в структурированном, так и в неструктурированном виде. Переход к размещению планов-графиков исключительно в структурированном виде планируется осуществить только с введением в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок.
Заказчикам важно знать и учитывать основные изменения требований к составлению планов-графиков на 2014 год.
1. В план-график необходимо включать закупки путем проведения всех видов конкурсов, аукционов, запроса котировок, запроса предложений, а также закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) – т.е. с использованием всех способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусмотренных законом № 44-ФЗ.
2. Вместо кода ОКАТО необходимо указать код ОКТМО.
3. Вместо кода ОКДП по каждой строке нужно указывать код ОКПД – Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг, с обязательным указанием класса, подкласса, группы, подгруппы и вида объекта закупки.
4. В столбце 6, кроме минимально необходимых требований к предмету контракта, нужно указывать запреты и ограничения на допуск товаров, предоставляемые преимущества, ограничения, дополнительные требования к участникам (при наличии), информацию об обязательном общественном обсуждении закупки.
5. В столбце 8 при указании количества товара (работы, услуги), если период осуществления закупки превышает календарный год, через символ «/» указывается количество товара, планируемого к поставке в текущем году исполнения контракта.
6. В столбце 9 указывается не ориентировочная начальная (максимальная) цена контракта, а «начальная (максимальная) цена контракта» в тыс. руб. Через символ «/» также указывается размер выплат в текущем году, если срок исполнения контракта превышает календарный год.
7. В столбце 10 указываются: «размер обеспечения заявки» (в тыс. руб.) / «размер обеспечения исполнения контракта» (в тыс. руб.) / «размер аванса» (в процентах).
8. В столбце 11 указывается срок размещения извещения или срок заключения контракта.
9. В столбце 12, кроме срока исполнения контракта, на случай поэтапного исполнения указываются сроки исполнения отдельных этапов или периодичность (ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежеквартально и т.п.).
10. Информация о закупках преподавательских услуг, услуг экскурсовода, закупках лекарственных препаратов (п.7 ч.2 ст. 83 закона 44-ФЗ) в столбцах 1, 5, 9 и 13 размещается одной строкой в размере совокупного годового объема денежных средств по каждому пункту (с учетом изменений, внесенных законом № 396-ФЗ от 28.12.2013 г.).
11. Информация о закупках у единственного поставщика по пунктам 4 и 5 ч.1 ст.93 закона 44-ФЗ (закупки до 100 тыс. руб., закупки до 400 тыс. руб.) указывается в столбцах 1, 9, 13 одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по каждому коду.
12. Отдельной строкой в столбцах 9 и 13 указывается итоговая информация о совокупных годовых объемах закупок в тыс. руб.:
– у единственного поставщика по п.4 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ;
– у единственного поставщика по п.5 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ;
– у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
– осуществляемых путем проведения запроса котировок;
– всего планируемых в текущем году; через символ «/» – размер выплат по исполнению контрактов в текущем году.
Анализ планов-графиков размещения заказов на 2014 год, размещенных на официальном сайте, показал следующие результаты:
• требование об указании кода ОКПД объекта закупки исполнили только 40% заказчиков;
• требования к закупаемым товарам, работам, услугам, позволяющие идентифицировать предмет контракта, указали только 30% заказчиков;
• информацию о совокупном годовом объеме закупок:
у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций;
осуществляемых путем проведения запроса котировок;
у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п.4 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ, – разместили только 25 % заказчиков;
• сведения о размерах обеспечения заявки и обеспечения контракта разместили только 45% заказчиков;
• информацию о периодичности поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг указали только 20% заказчиков.
Анализ был проведен на основе информации, включенной в планы-графики размещения заказов на 2014 год, размещенной 20 (двадцатью) случайно отобранными заказчиками федерального, регионального и муниципального уровня, включая органы власти, бюджетные и казенные учреждения.
Использовать запросы
предложений и конкурсы с ограниченным участием планирует только 5% заказчиков, чьи планы были объектом исследования; двухэтапные конкурсы пока не запланированы ни одним из заказчиков. Также следует отметить резкое сокращение количества планируемых закупок путем проведения запроса котировок. Примерно 40% заказчиков полностью отказались от использования запроса котировок в своей закупочной деятельности.
Заказчики допускали и иные ошибки и нарушения при составлении планов-графиков. В частности, распространенными ошибками являются:
– указание способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), не предусмотренных законом № 44-ФЗ, например: повторный аукцион, закупки малых объемов;
– неправильное указание оснований закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);
– неправильный расчет размера обеспечения заявки при планировании электронных аукционов с начальной ценой, не превышающей 3 млн руб. (размер обеспечения должен составлять ровно 1% (один процент) НМЦК);
– совокупный годовой объем закупок способом запроса котировок превышает 10% объема средств, предусмотренных на закупки планом-графиком;
– совокупный годовой объем закупок по п.4 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ превышает 5% размера средств, планируемых на осуществление всех закупок;
– заказчики не учитывают изменения, внесенные законом № 396-ФЗ от 28.12.2013 г. (в частности, планируют для заключения договора на поставку электроэнергии использовать запрос предложений);
– итоговая информация о совокупных годовых объемах закупок не соответствует информации о начальных (максимальных) ценах контрактов по отдельным объектам закупки (указанной в строках плана-графика).
В заключение необходимо отметить, что заказчикам следует более внимательно и ответственно относиться к обязанности составления и размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов, поскольку планированию в рамках контрактной системы уделяется повышенное внимание, включая установление требований достоверности, полноты, открытости и прозрачности размещаемой информации. В течение января 2014 года, в первый месяц функционирования контрактной системы, заказчикам выполнить указанные требования в отношении планов-графиков не удалось. Соответственно, актуальной является задача утверждения планов-графиков в новой редакции (внесения в них изменений), с исправлением всех допущенных ошибок и недостатков. При этом важно помнить, что при размещении новой редакции плана-графика необходимо прикрепить документ, содержащий перечень внесенных изменений (постановление правительства № 913 от 12.10.2013 г.).
Последнее изменениеСуббота, 28 Июнь 2014 12:06
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 27.08.2024 № 24-06-09/80904 "Об осуществлении закупок в соответствии с планом-графиком и указании в нем объема финансового обеспечения закупок"
- Письмо Минфина России от 27.05.2024 № 24-06-09/48397 "Об указании бюджетным учреждением объема финансового обеспечения закупок в плане-графике и внесении в него изменений"
- Письмо Минфина России от 18.12.2023 № 02-11-14/122326 "О заключении госконтракта от имени субъекта РФ на оказание услуг на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств"
- Вебинар от 06.06.2024 "Закупки по 223 ФЗ и отпуск: сроки переносим правильно, делегируем права и обязанности легитимно"
- Письмо Минфина России от 13.12.2023 № 02-05-11/120844 "О включении в план-график закупок расходов по отдельным кодам видов расходов классификации расходов бюджетов"