Правительство может в 2021 году обновить правила обоснования цен по госконтрактам
Правительство РФ может в текущем году обновить правила обоснования начальных (максимальных) цен (НМЦК) по госконтрактам, заявил заместитель министра финансов Алексей Лавров в ходе рассмотрения в I чтении в Госдуме так называемого второго оптимизационного пакета поправок к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ).
По словам Лаврова, в этом году правительство планирует выпустить новые рекомендации по обоснованию НМЦК по госконтрактам. Минфин предлагает заказчикам при обосновании НМЦК ориентироваться на использование Каталога товаров, работ, услуг (КТРУ) Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, где указаны сопоставимые цены.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты указали на проблему завышения цен госзаказчиками при обосновании НМЦК. Соответственно их интересовала возможность решения этой проблемы за счет внесения соответствующих положений в 44-ФЗ.
Отвечая на вопросы депутатов, Лавров пояснил, что обоснование НМЦК в самом оптимизационном законопроекте не затрагивается, это полномочия правительства. При этом реализация положений оптимизационного законопроекта должна привести, в частности, к увеличению числа участников закупок. Это, в свою очередь, должно отчасти решить эту проблему, поскольку при участии в закупке большого числа поставщиков заказчикам будет затруднительно устанавливать (и удерживать) завышенную цену.
Как сообщалось, ранее Минфин неоднократно указывал на необходимость совершенствования механизма определения НМЦК как в госзакупках, так и в закупках госкомпаний.
Летом прошлого года заместитель руководителя департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Артем Гриненко говорил о необходимости наведения порядка с определением НМЦК, чтобы она изначально не была завышена. По словам Гриненко, Минфин хотел бы обеспечить обоснование цены контрактов стоимостью, сложившейся, в том числе, в ходе госзакупок. Для этого по каждой позиции КТРУ планируется вести статистический учет. В том числе ценовой информации. Впоследствии можно будет сфокусироваться на аномальных снижениях.
Прежде регуляторы неоднократно поднимали вопрос улучшения механизма определения НМЦК. Так, в начале 2020 года руководитель Федерального казначейства Роман Артюхин объяснял необходимость совершенствования механизмов ценообразования и формирования НМЦК при госзакупках тем, что казначейское сопровождение госконтрактов и проверки госфинконтроля показали в 2019 году резкое увеличение расходов подрядчиков при получении ими госзаказа. При этом глава Казначейства подчеркивал, что речь идет о необоснованном завышении цены госконтрактов. Уровень рентабельности по отдельным однолетним контрактам составляет 30% и выше, госфинконтроль при последующих проверках эти данные подтверждает.
Летом 2019 года заместитель начальника управления по контролю в сфере контрактных отношений Казначейства Елена Лабурцева сообщала, что ведомство видит основную проблематику на этапе формирования НМЦК, при проверках выявляются факты, свидетельствующие о завышении цен при формальном соблюдении норм законодательства.
Прежде руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина РФ Татьяна Демидова отмечала, что на практике имеются случаи, когда запросы коммерческих предложений направляются аффилированным с заказчиком компаниям, или ответ на такие запросы поступает от компаний, которых просто не существует.
Стоит отметить, что в конце прошлого года Госдума приняла в I чтении проект поправок к закону "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), согласно которым госкомпании должны будут обосновывать НМЦК.
В декабре 2020 года заместитель министра финансов Алексей Лавров при рассмотрении законопроекта в Госдуме говорил, что законопроект предусматривает дополнение 223-ФЗ нормой о том, что положения о закупках должны включать в себя порядок определения цены договора, формулу цены, порядок обоснования цены и т.п.br>
В свою очередь депутат Владимир Гутенев добавлял, что недостаточное обоснование госкомпаниями НМЦК контракта в рамках 223-ФЗ рассматривается отечественными предпринимателями как один из основных барьеров при допуске отечественной продукции к закупкам госкомпаний.
По словам Лаврова, принятие этой поправки позволит повысить прозрачность и обоснованность закупок в рамках 223-ФЗ.br>
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 31.10.2024 "Обзор основных нарушений заказчиков"
- Вебинар от 02.10.2023 "НМЦК: тарифный, нормативный, затратный и иной мето"
- Не следует требовать, чтобы в обоснование демпинговой цены включали документы о наличии продукции
- Письмо Минфина России от 17.04.2023 № 24-06-06/34437 "Об исполнении контракта в сфере закупок и его оплате; об обосновании (определении) цены контракта при закупке у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)"
- Письмо Минфина России от 11.05.2023 № 42426 "Заказчик обязан обосновывать (определять) цену контракта по пунктам 4,5 ч. 1 ст. 93 по правилам ст. 22 Закона 44-ФЗ"