Производители электроники на российской элементной базе получат приоритет на госзакупках
Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление, которое даст преимущество отечественной электронике с российскими процессорами в ходе закупок для государственных и муниципальных нужд.
"Подписано постановление, которое дает преимущество отечественной электронике с российскими процессорами в ходе закупок для государственных и муниципальных нужд. Если на конкурс поступит такая заявка, у нее будет приоритет. В случае отсутствия подобного предложения его получит наша электроника с зарубежными компонентами", - заявил Мишустин на заседании правительства в четверг.
По его словам, госзакупка иностранной электроники будет рассматриваться только в том случае, если не будет конкурентов из России.
"Такой подход позволит поддержать отечественных производителей, сформировать дополнительный гарантированный спрос на их продукцию, что должно позитивно сказаться на развитии их проектов в средне- и долгосрочной перспективе", - отметил глава правительства.
Постановление вступает в силу 20 апреля 2023 года. "Таким образом у заказчиков и поставщиков будет возможность адаптироваться к новым условиям проведения госзакупок", - отмечается в сообщении правительства.
Сам документ предусматривает внесение изменений в ряд нормативных правовых актов, регламентирующих применение ограничительных мер при госзакупках тех или иных видов продукции иностранного производства, в том числе радиоэлектронной продукции.
В частности, в правпостановлении "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" упрощен порядок подтверждения страны происхождения радиоэлектронной продукции - теперь для этого от участника закупок потребуется только номер реестровой записи из реестра (российской радиоэлектронной продукции - ИФ) или Евразийского реестра промышленных товаров. Аналогичная норма установлена для подтверждения соответствия радиоэлектронной продукции первому уровню (использует процессор российского производства - ИФ) - в реестровой записи из реестра или Евразийского реестра промышленных товаров должна содержаться информация о первом уровне радиоэлектронной продукции.
При этом уточняется, что при комплексных закупках радиоэлектронной продукции, предусматривающих поставку в том числе вычислительной техники заказчик должен отклонять все заявки, если на участие в закупке подана хотя бы одна заявка, предусматривающая поставку такого оборудования только первого уровня (используется процессор российского производства) и не содержащая предложений о поставке иностранной радиоэлектронной продукции.
Также дополнена норма о невозможности замены российской (евразийской) радиоэлектронной продукции на иностранные решения в ходе исполнения соответствующего госконтракта. Теперь такая же норма действует в отношении радиоэлектронной продукции первого уровня - нельзя в ходе проекта заменять компьютеры на базе российских процессоров на даже российские компьютеры, но на базе импортных процессоров.
Кроме того, уточнены правила формирования и ведения Реестра российской радиоэлектронной продукции. В частности, оговаривается, что в реестровой записи теперь должна указываться информация о первом или втором уровне радиоэлектронной продукции (при наличии соответствующих сведений в заключении о подтверждении производства).
Помимо этого, установлен отдельный порядок внесения в этот реестр информации о телекоммуникационном оборудовании.
Также документом установлен срок в 15 рабочих дней на проведение Минпромторгом РФ проверки полноты и достоверности информации в заявлениях о включении радиоэлектронной продукции в реестр или в заявлениях о внесении изменений в реестровую запись. При этом уточнен порядок рассмотрения таких заявлений.
Кроме того, до 30 рабочих дней (с 20 в настоящее время) продлен срок оценки экспертным советом Минпромторга телекоммуникационного оборудования на соответствие требованиям, предъявляемым к такому оборудованию при присвоении статуса российского телекомоборудования.
Документ уточняет также перечень импортной радиоэлектронной продукции, на которую распространяются ограничительные меры. В частности, он дополнен портативными компьютерами (ноутбуки, планшетные ПК, электронные записные книжки и т.п.), различные компьютеры для автоматической обработки данных.
Эти же виды вычислительной техники включены в перечень продукции, на которую распространяются квоты по закупке госзаказчиками товаров российского производства или произведенной в странах ЕАЭС.
Как сообщалось, в прошлом году правительство РФ ввело балльную систему оценки уровня локализации производства радиоэлектроники, включая компьютеры и печатные платы. Балльная система учитывает "вес" технологических операций в процессе создания устройств и позволяет ввести их двухуровневую оценку при проведении госзакупок с учетом страны происхождения процессоров.
Балльная система была введена для 20 видов радиоэлектронной продукции, в том числе для компьютеров, мониторов и проекторов, принтеров и сканеров, печатных плат, кассовых терминалов, банкоматов, сканеров штрих-кодов и т.п. Это системой предусмотрено начисление значительного количества баллов, до 50, за использование микропроцессоров первого или второго уровней (то есть российского и не российского производства).
С введением балльной системы российская радиоэлектроника, как и процессоры, стала делиться на два уровня по степени "российскости" - на первый и второй уровень в зависимости от наличия или отсутствием в ее составе российского центрального процессора.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97815 "О мерах по предоставлению национального режима при закупках отдельными видами юрлиц"
- Письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.11.2024 № 117382/11 "О применении норм постановления Правительства РФ о мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-04-10/97818 "О применении национального режима при осуществлении закупок в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "
- Письмо Минфина России от 25.06.2024 № 24-06-09/59062 "О предоставлении преимуществ в отношении цены контракта участнику закупки - учреждению (предприятию) УИС и применении ограничений и условий допуска при закупках товаров"
- Письмо Минпромторг РФ от 05.07.2024 № 70351/11 "О запрете на указание заказчиком дополнительных характеристик, которые не предусмотрены позицией каталога"