Ради стимулирования отечественного производства электроники и медицинской техники госзакупки избавят от импорта
Белый дом расширил протекционистские меры для стимулирования производства в РФ электроники и медицинской техники — запрет на госзакупки распространен на четыре вида импортных компьютеров, микросхемы, смарт- и чип-карты и светильники. Они просто не будут допускаться к торгам. Ужесточение затронуло и обширный перечень промышленного оборудования и медицинских аппаратов и изделий, включая томографы, аппараты УЗИ, рентгеновские комплексы, кардиомониторы. Ранее такой импорт блокировался по схеме "третий лишний" (при наличии двух предложений российской техники), теперь — "второй лишний". Участники рынка в сохранении мотивации производителей РФ к прогрессу при таком гарантированном спросе и отсутствии конкуренции сомневаются.
Белый дом поддержал идею Минпромторга о расширении протекционизма — перечень запрета госзакупок иностранной промпродукции (введен правительственным постановлением №616, теперь в нем не 125, а 132 позиции) расширен опубликованным вчера постановлением правительства №1432 на:
иностранные планшетные ПК;
ноутбуки;
терминальные компьютеры, предназначенные для использования в системах автоматической обработки данных;
микросхемы;
смарт- и чип-карты;
осветительные устройства.
Российскими, согласно документу, будут считаться только товары из реестров российской промышленной и радиоэлектронной продукции — без выписки из них поставщики не будут допускаться к торгам, а на закупки импорта госзаказчикам потребуется разрешение Минпромторга.
Профильный замглавы Минпромторга Василий Шпак называл документ "логическим продолжением политики импортозамещения", признав, что "акт шел тяжело, на пути встретил огромное сопротивление". Отчасти это объясняется включением в документ и довольно сложно оформленного ограничения закупок импортной медтехники и промышленного оборудования. Ранее для этого сектора было закреплено правило "третий лишний" (отказ от импорта при наличии двух российских предложений). Теперь 45 видов медицинской номенклатуры, в том числе томографы, рентгеновская аппаратура, УЗИ, кардиомониторы, аппараты ИВЛ, дефибрилляторы и др., переводятся под правило "второй лишний".
В результате государственные клиники будут вынуждены отказываться от импортной медтехники при наличии хотя бы одного предложения поставки российского или евразийского аналога из реестров.
Очевидно, что согласование проекта Минздравом означает, что в РФ есть достаточное предложение такой отечественной техники, однако закрытие рынка от внешних поставщиков ставит вопрос о мотивации для отечественных производителей при гарантированном спросе на продукцию и отсутствии конкурентов. Впрочем, как отмечает глава компании "Медитэкс" Андрей Виленский, после появления правила "третий лишний" госзаказчики научились обходить запреты, манипулируя процедурой госзакупки, например, совмещая лоты, заключая контракты жизненного цикла или беря оборудование в лизинг. Кроме того, большинство крупных зарубежных производителей медтехники уже так или иначе локализовали свои производства в РФ. Сопредседателя Всероссийского союза пациентов Юрия Жулева беспокоит, что, даже если от новых ограничений пострадает малое число пациентов, это будет невозможно оправдать нуждами развития отечественной промышленности.
Расширение перечня закупок, которые переводятся под правило "второй лишний", затрагивает и промышленную продукцию — формально ее перечень расширен с 13 до 170 позиций, однако на деле это в основном детализация перечней электроники, оптики и электрики, включая волоконно-оптические кабели, специализированные станки, а также утюги, лампы и микроволновые печи. Еще одной новацией стало требование указания степени локализации российской и евразийской продукции (если для этих целей установлена балльная система оценки; пока, впрочем, она еще не утверждена).
Похожие материалы (по тегу)
- В госзакупке с ограничениями и условиями допуска не достаточно продекларировать страну товара в заявке
- Письмо Минфина России от 04.07.2023 № 24-06-06/62178 "Об отклонении заявок при закупке промышленных товаров, в отношении которых установлены ограничения допуска из иностранных государств"
- Подлежит ли отклонению заявка участника, в которой для целей применения ПП РФ от 30.04.2020 № 616 была представлена выписка из реестра без указания совокупного количества баллов или с указанием несоответствующего количества баллов?
- Какие новые сведения подлежат обязательному включению в состав заявки на участие в закупке программного обеспечения, в рамках которой заказчиком установлен запрет по ПП РФ от 16.11.2015 № 1236?
- Поставщикам из стран ЕАЭС разрешат обмениваться документами с госзаказчиками РФ без использования ЕИС