Расходы госкомпаний в сфере строительства в 2021 году выросли вдвое
Объем закупок госкомпаний в сфере строительства в 2021 году вырос до 10 трлн рублей с 4 трлн рублей в 2020 году, заявил руководитель аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгий Сухадольский в рамках форума по закупкам в строительстве и проектировании World Build/State Contract!.
Георгий Сухадольский рассказал, что в 2021 году объем закупок госкомпаний в сфере строительства резко вырос - если в 2019 и в 2020 объем рынка составлял 4 трлн рублей, то в 2021 он составил свыше 10 трлн рублей. Однако общее число лотов при этом регулярно снижается: с 370 тыс. в 2019 году до 313 тыс. в 2020 и 308 тыс. в 2021.
Впрочем, реальный объем этих закупок несколько ниже. По результатам соответствующих закупок в прошлом году госкомпании заключили 242 тыс. договоров на общую сумму 8,2 трлн рублей против 209 тыс. договоров на 2,6 трлн рублей.
При этом Сухадольский подчеркнул, что в сегменте закупок госкомпаний (регулируются законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", 223-ФЗ), серьезной проблемой является слабая конкуренция для относительно крупных контрактов. Доля несостоявшихся закупок в строительстве по 223-ФЗ в 2021 году превысила 70% по стоимости. Если сюда добавить еще долю закупок у единственного поставщика (9,85%), то получится 80% неконкурентных закупок, что заметно больше чем в госзакупках - около 65%.
При этом стоит отметить, что в 2019 и 2020 годах доля несостоявшихся строительных закупок госкомпаний была значительно меньше - 29% и 17%. Впрочем, была выше доля закупок у едпоставщиков - 27% и 37%.
Примечательно, что на фоне роста неконкурентных закупок госкомпаний в сфере строительства сократилась доля расторгнутых договоров. Если в 2019 году было расторгнуто 7,5% (по сумме) строительных договоров, то в 2020 году - 5%, а в прошлом - 1,5%. В сфере госзакупок этот показатель значительно выше - 20% в 2019 году, 14% в 2020 году и около 8% в 2021 году.
В ходе форума участники обозначили ряд проблем, с которыми сталкиваются госкомпании при проведении строительных закупок. В их числе, например, невозможность установить минимальные требования (в части наличия квалификации и ресурсов, необходимых для выполнения строительных работ) к участникам закупок, деятельность "профессиональных жалобщиков", невозможность осуществления строительных закупок "под ключ" и ряд других.
Для их решения предлагается, в частности, внести в 223-ФЗ изменения, позволяющие госкомпаниям в своих положениях о закупках устанавливать минимальные требования (квалификационные, ресурсные) к участникам закупок, разрешить прием и рассмотрение жалоб по закупкам строительно-монтажных и проектно-изыскательских работ только со стороны компаний-членов строительных саморегулируемых организаций или компаний, имеющих опыт реализации строительных контрактов в рамках 223-ФЗ и 44-ФЗ.
Также госкомпании предлагают дополнить 223-ФЗ нормой, позволяющей им прописать в положениях о закупках перечни случаев и порядок проведения строительных закупок "под ключ".
Эти и другие предложения участников форума предполагается собрать в "итоговых решениях", которые затем будут направлены регуляторам для проработки конкретных предложений по изменению закупочного законодательства.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 24.04.2025 "Особенности закупок в сфере строительных работ и жилищно-коммунального хозяйства. Актуальные изменения"
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.2025 № 9367-ОГ/09 "Об определении сметной стоимости работ по текущему ремонту проектно-сметным методом"
- Письмо Минфина России от 18.11.2024 № 02-12-08/114267 "О заключении контракта на выполнение работ по завершению строительства МКД, если в отношении заказчика проводится процедура ликвидации (упразднения)"
- Постановление Арбитражного суда от 09.12.2024 № А76-36931/2023 "Цена экспертизы выше, чем в смете, – суд не взыскал с госзаказчика доплату"
- Письмо Минфина России от 15.01.2025 № 02-14-07/2251 " приведении договоров о предоставлении из бюджета субъекта РФ бюджетных инвестиций юрлицам, заключенных в 2024 г., в соответствие с законодательством о контрактной системе в сфере закупок"