Строительство дорог в РФ картелизировано, в закупках от 1 млрд руб. нет конкуренции
Конкуренция в секторе дорожного строительства видна лишь при розыгрыше относительно некрупных контрактов с ценой до 100 млн рублей, в случае с договорами от 1 млрд рублей ее нет, заявила начальник управления контроля размещения госзаказа Федеральной антимонопольной службы (ФАС) России Ольга Горбачева на сессии Форума дорожных инициатив.
"Вопрос о конкуренции на рынке дорожного хозяйства на самом деле очень простой - её нет. Собственно, это подтверждается тем, что все исполнители крупных инфраструктурных проектов знают друг друга, мы их тоже знаем. Если мы говорим о закупках выше 1 млрд рублей, они все находятся на контроле у центрального аппарата. Хотим ли мы что-то с этим делать? Конечно, хотим. Но, насколько я понимаю, задача сегодня правительственная - обеспечить максимально быструю реализацию инфраструктурных проектов. И конкуренция на сегодняшний день явилась той самой жертвой", - сказала Горбачева.
По оценкам ФАС, качество "ручного управления" в дорожном строительстве выше, чем в секторе создания объектов капстроительства. Вместе с тем, строительный сектор находится в неконкурентной зоне, поскольку в среднем на конкурс здесь поступает менее двух заявок.
Согласно презентации, продемонстрированной Горбачевой на форуме, в 2022 году в рамках 44-ФЗ было размещено 35,69 тыс. дорожных закупок (-2,9%) суммарной начальной стоимостью 2,475 трлн руб. (+35,6%). Среднее число заявок составило 1,83 против 2,39 в 2021 году. Количество рассмотренных ФАС жалоб при этом снизилось почти вдвое.
"Объем денежных средств, который был размещен в рамках госзакупок, был значительно выше. Количество закупок было ниже. Это свидетельствует о том, что объем в рамках одной закупки был выше. Говорить о конкурентных закупках я бы не стала, потому что у нас у правительства и субъектов РФ появилось право напрямую идти к единственным поставщикам. Поэтому, естественно, мы наблюдаем существенное снижение количества заявок. Если в 2021 году это было 2,4 заявки на одну закупку, то в 2022 году - это 1,8" - прокомментировала глава управления ФАС.
Она напомнила, что в прошлом году дороги были выделены в особый вид объектов капстроительства с точки зрения 44-ФЗ, чтобы в исполнении дорожных госконтрактов были задействованы только компании, которые профильно работают в дорожном строительстве. "Что ж, это тоже неизбежно привело к сокращению количества участников. Естественно, мы наблюдали снижение количества жалоб, которые подаются на такие закупки", - добавила Горбачева.
Она констатировала, что рынок в строительной сфере РФ растет - и суммарно, и по количеству участников. "Но мы эту тенденцию наблюдаем лишь на маленьких закупках до 100 млн рублей. Все, что свыше - там на самом деле конкуренции на сегодняшний день нет", - сказала она.
Дорожная сфера, по оценкам ФАС, остается самой картелизированной. "Если хотите, скажем так, учиться на чужих ошибках, можно взять и посмотреть всю историю картелей, которую ФАС России регулярно публикует на своих сайтах, чтобы понимать, как делать не нужно. Показательным был опыт Челябинской области, где были размещены закупки на 12 млрд рублей одним лотом на содержание дорог всей Челябинской области", - рассказала глава управления ФАС.
Последнее изменениеСуббота, 03 Июнь 2023 07:46
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 25.10.2024 № 24-06-09/104111 "О дополнительных требованиях к участникам закупки работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, а также по капитальному ремонту объекта капитального строительства"
- Письмо Минстроя России от 18.10.2024 № 61052-ОС/02 "О необходимости членства в СРО соответствующих видов в случае, если предметом договора подряда является одновременно выполнение работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации"
- Вебинар от 30.10.2024 "Особенности закупок строительных работ: сложные правовые вопросы"
- Письмо Минфина России от 13.06.2024 № 02-11-13/54557 "Об увеличении размера авансового платежа по контракту на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства и установлении (изменении) размера обеспечения его исполнения"
- Письмо Минфина России от 09.07.2024 № 02-11-14/64117 "О размерах авансовых платежей, включаемых в 2024 г. в условия госконтрактов на строительство свыше 600 млн руб., средства на финансовое обеспечение которых не подлежат казначейскому сопровождению"