Торги заложенным и арестованным имуществом в РФ могут перевести в электронную форму
Торги заложенным по ипотеке имуществом и арестованным имуществом должников в порядке исполнительного производства могут быть переведены в электронную форму, следует из законопроекта, внесенного правительством РФ на рассмотрение Госдумы РФ.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что положения законопроекта, направленные на установление электронной формы торгов, позволят не только повысить уровень прозрачности и конкурентности, но также, в условиях признания торгов состоявшимися, будут в полной мере обеспечивать интересы сторон исполнительного производства.
Сам законопроект предусматривает внесение изменений законы "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (102-ФЗ) и "Об исполнительном производстве" (229-ФЗ). Эти изменения определяют порядок проведения торгов заложенным по ипотеке имуществом и арестованным имуществом должников именно в электронной форме. Причем такие торги предлагается проводить только на восьми универсальных торговых площадках (ЭТП), отобранных правительством РФ для проведения госзакупок. На этих ЭТП в настоящее время проводятся электронные аукционы по реализации конфискованного и обращенного в собственность государства имущества.
Действующие редакции 102-ФЗ и 229-ФЗ предусматривают проведение продажи названных видов имущества на открытых торгах в форме аукциона.
Как сообщалось, вопрос электронизации имущественных торгов прорабатывался различными ведомствами в течение нескольких последних лет. Так, например, в конце 2019 года Минэкономразвития направило в правительство несогласованный проект закона "Об электронных торгах". Сам законопроект предусматривал перевод всех торгов госимуществом на единую универсальную электронную процедуру с сохранением отраслевых особенностей в рамках отраслевого законодательства, введение единого порядка проведения торгов в электронной форме, перевод всех имущественных торгов на ЭТП, отобранные правительством РФ для проведения госзакупок, установление единых требований к участникам торгов, документации о торгах и т.п.
Также в законопроекте оговаривалось, какие его положения могут быть расширены и дополнены отраслевым законодательством, а какие не могут.
Эта законодательная инициатива вызвала критику со стороны ряда регуляторов (например, в части организации одной универсальной торговой процедуры ), а также участников рынка - электронных площадок, занимающихся проведением торгов.
Осенью прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России направила на согласование с федеральными органами исполнительной власти законопроект об электронизации и унификации имущественных торгов.
Михаил Евраев, будучи заместителем руководителя ФАС (в начале февраля оставил занимаемую должность), пояснял, что введение единой процедуры (например, размещение информации на torgi.gov.ru, электронная форма проведения торгов, на едином пуле площадок, 10-дневный мораторий на заключение контракта) по всем видам "отраслевых" торгов возможно на основе закона "О защите конкуренции", а отраслевую специфику (например, требования к участникам по предоставлению лицензии или CPO) продолжит регулировать отраслевое законодательство. На тот момент законопроект находился на рассмотрении в ФОИВах.
Необходимость электронизации и унификации нормативной правовой базы на основе закона "О защите конкуренции" ФАС объясняла, в частности, тем, что ситуация в сфере имущественных торгов не меняется в течение более чем 10 лет.
Ранее ФАС отмечала, что этот вопрос неоднократно поднимался в правительстве РФ на протяжении последних 12 лет, профильные федеральные органы власти предлагают совершенствование торгов в соответствующих отраслевых законах и по существу они являются правильными, но ФАС России не может их поддержать, поскольку это приведет к консервированию ситуации с 50 различными процедурами проведения торгов по всем видам имущества.
При этом служба подчеркивала, что процедуры проведения "отраслевых" торгов органами власти всех уровней, в том числе предоставление прав на все виды природных ресурсов, земельные участки, движимое и недвижимое имущество, прав аренды, реконструкции, реализации конфискованного имущества и т.п., регламентируются более чем 50 нормативными правовыми актами. Эти акты предусматривают различное регулирование, в том числе в вопросах, не имеющих отраслевой специфики. Речь идет о разных правилах публикации информации о торгах, о подаче заявок, о заключении договоров, множественной регистрации участников и т.п.
Стоит также отметить, что в настоящее время над совершенствованием законодательства об имущественных торгах работает и Минфин РФ, в ведение которого в начале прошлого года перешло Росимущество, отвечающее, в частности, за управление федеральным имуществом. В апреле полномочия по регулированию в сфере госимущества были переданы от Минэкономразвития в Минфин.
В конце 2020 года Минфин добился назначения Федерального казначейства оператором системы по проведению торгов государственным имуществом.
Заместитель министра финансов Алексей Моисеев тогда заявлял, что Минфин ставит задачу модернизировать процессы управления госимуществом, в том числе и за счет преобразования сайта www.torgi.gov.ru в полноценную систему проведения торгов, планируется размещать информацию о сделках с госимуществом в единой системе, что обеспечит непрерывность процедуры торгов: от публикации сведений о предстоящих торгах до заключения договора.
Минфин рассчитывал, что казначейство существенно доработает сайт www.torgi.gov.ru. В частности, организует обмен информацией с другими государственными системами, структурирует данные о сделках, добавит аналитическую составляющую. В результате, как предполагается, сайт будет работать как marketplace.
В 2021-2023 годах на модернизацию и эксплуатацию этой системы предполагается, согласно предварительным планам Минфина, потратить 1,5 млрд рублей.