Menu
RSS
A+ A A-

Участники рынка закупок предлагают доработать правительственные меры его поддержки

Участники рынка госзакупок и закупок госкомпаний предлагают доработать механизмы поддержки этой сферы, утвержденные правительственным постановлением в середине октября. Это и другие инициативы были озвучены в ходе заседания совета ТПП РФ по развитию контрактной системы и закупочной деятельности.

"Меры поддержки не охватывают, например, такое направление, как обеспечение заявок и исполнения контрактов, - сказала вице-президент ТПП РФ Елена Дыбова в ходе заседания. - Это серьезные средства, которые бизнес должен привлекать в непростых условиях. Малому бизнесу и прежде было непросто получить кредит или банковские гарантии, а в текущей ситуации это стало еще сложнее".

По ее словам, у бизнеса в настоящее время нет понимания, что необходимо заказчикам, что требуется производить, в каких объемах. "Непонятно, под что (производство какой номенклатуры товаров - ИФ) получать целевые деньги, - добавила она. - Необходимо заставлять крупных заказчиков становиться инжиниринговыми компаниями, которые будут собирать вокруг себя производителей и поставщиков необходимых товаров, комплектующих, оборудования".

Кроме того, по мнению участников заседания, требует изучения вопрос закупок госкомпаний у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Так, по словам гендиректора электронной торговой площадки "ТЭК-Торг" Дмитрия Сытина, мероприятия по частичной мобилизации (призыв 300 тыс. человек) подходят к концу, однако негативный эффект от их проведения проявится в сфере закупок в ноябре-декабре. И особенно сильны риски, по его мнению, в сегменте закупок у субъектов МСП. Это выразится в росте числа несостоявшихся закупок, в уменьшении уровня конкуренции (числа заявок на одну закупку).

Он считает, что в такой ситуации госкомпаниям будет сложно выполнить требования по доле закупок у малого бизнеса (на закупки у субъектов МСП должно приходиться не менее 25% от совокупного годового объема закупок, по результатам закупок, в которых может принимать участие только малый бизнес - спецторгов - должны быть заключены договоры на сумму не менее 20% от СГОЗ - ИФ). В качестве решения этой проблемы Сытин предложил временно отказаться от проведения спецторгов. Тем более, что многие субъекты МСП успешно выигрывают в закупках, которые госкомпании проводят на общих основаниях.

Названные квоты на закупки у малого бизнеса в текущем году стали обязательными для всех субъектов 223-ФЗ (закон "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), а не только для крупнейших госкомпаний. Ряд экспертов рынка госзакупок считает, что большая часть "новых" госкомпаний не сможет выполнить эти квоты и в течение следующего года вынуждена будет проводить свои закупки в соответствии с более жестким законом "О контрактной системе" (44-ФЗ).

В свою очередь директор по закупкам ПАО "Ростелеком" Татьяна Карасева полагает, что по крайней мере у крупнейших госкомпаний трудностей с выполнением квот по закупкам у малого бизнеса нет.

"Торги отменять не надо - это песочница для малого бизнеса, - сказала Карасева. - Пока для нас эта проблема не актуальна".

Актуальной Карасева, например, считает проблему кадров. "Видим, что будут трудности - вырывают (в ходе частичной мобилизации - ИФ) людей из бизнеса", - сказала она.

Гендиректор АО КАМПО Сергей Балясников отметил, что подрядчики его предприятия (относится к ОПК и имеет для своих сотрудников "бронь") потеряли около 10% своих штатных сотрудников широкого круга специальностей. Кадровые потери могут быть и выше, если часть сотрудников компаний уехали за границу.

Впрочем, для предприятий ОПК кадровая проблема в период частичной мобилизации стоит менее остро, признал Балясников. Скорее наоборот, в такой ситуации работа по ГОЗ и отношение предприятия к ОПК является конкурентным преимуществом при подборе персонала, прежде всего, высококвалифицированного.

Доработка запущенного правительством механизма поддержки отрасли закупок прежде всего нужна в части возможности изменения существенных условий контрактов, считают участники мероприятия.

"Правительственное постановление не работает - необходимо проходить по всей цепочки до самого большого начальника, который своим письменным решением позволит заказчику изменить существенные условия", - сказал Балясников.

Дыбова пояснила, что проблема в том, что правительственное постановление не устанавливает закрытый перечень документов, необходимых для обоснования необходимости изменения условий контрактов.

"Минфин (разработчик документа) объяснил свой подход тем, что никакой закрытый перечень за практикой не успеет, и проблемы останутся, - сказала Дыбова. - Бизнес это предложение поддержал, но ситуация повернулась против него - раз нет закрытого перечня, то чиновники требуют все, поскольку над ними висит прокуратура".

То есть, по ее словам, заказчики опасаются без решения "сверху" совершать какие-либо действия, поскольку впоследствии правоохранительные органы могут инкриминировать им эти действия, как противозаконные. Возможного варианта решения этой проблемы участники заседания не предложили, но отметили необходимость изучения этого вопроса.

Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12