Menu
RSS
A+ A A-

Заказчики предпочитают закупки у едпоставщиков, чтобы минимизировать риски неисполнения контрактов

Российские госзаказчики и госкомпании стремятся использовать единственных поставщиков для минимизации рисков неисполнения обязательств по контрактам, заявил руководитель управления конкурентной политики и методологии закупок Аналитического центра при правительстве РФ (АЦ) Павел Тихомиров в ходе круглого стола "Предиктивная аналитика рисков в системе закупок".

Павел Тихомиров отметил, что наблюдается ухудшение трендов основных показателей в госзакупках. Доля несостоявшихся закупок растет, экономия в конкурентных закупках падает, доля закупок у единственного поставщика также растет. Единственное заметное улучшение - становится меньше расторгнутых контрактов.

Так, по данным АЦ, доля несостоявшихся закупок за период с 2019 года по настоящее время выросла в госзакупках до 50% с 39,3%, а в закупках госкомпаний - до 25,7% с 20,1%. Доля контрактов (по сумме цен) с едпоставщиками увеличилась в госзакупках до 61,6% с 58%, а в закупках госкомпаний - до 67,5% с 53,7%. Показатель относительной экономии по результатам закупок снизился, соответственно, до 5,2% (с 6,7%) и 0,4% (с 6,4%).

Ссылаясь на данные АЦ, полученные по результатам анализа реализации национальных проектов, Павел Тихомиров рассказал, что, чем меньше несостоявшихся закупочных процедур, а значит и больше конкуренция, тем выше риски расторжения контракта или его завершения с просрочкой. Заказчики за счет несостоявшихся торгов снимают риски неисполнения контракта. Едпоставщик - понятный заказчику контрагент, с которым риски неисполнения контракта ниже.

Для решения проблем с выявлением и снижением рисков можно использовать инструменты предиктивной (предсказательной) аналитики. Более того, АЦ составил карту рисков, возникающих в ходе закупки и исполнения договора. При этом Тихомиров отметил, что для многих конкретных рисков нет или недостаточно информации (в виде открытых данных) для анализа.

Стоит отметить, что регуляторы в сфере закупок, со своей стороны, также рассматривают возможность использования риск-ориентированного подхода. Правда, пока только в части организации контроля.

Так, например, с середины следующего года планируется ввести для госзаказчиков ранжирование по степени риска. Решение об отнесении конкретного заказчика к какой-либо из этих категорий будет приниматься на основании трех критериев. Один их них - количество закупок, проведенных с нарушениями закупочного законодательства, выявленными на основании внеплановых проверок, проведенных по жалобам участников торгов. Другой критерий - количество случаев неисполнения предписаний ФАС. Еще один критерий - число случаев по невключению подрядчиков в реестр недобросовестных поставщиков при одностороннем расторжении контракта.

Всего вводится три категории риска - высокая, средняя и низкая. ФАС России должна будет составлять план проведения плановых проверок госзаказчиков с учетом их отнесения к той или иной категории риска.

Последнее изменениеСреда, 22 Декабрь 2021 14:16
Наверх

Сайты органов власти

Партнеры

Официальные торговые площадки

Официальные торговые площадки

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12