Закон об упрощении и ускорении госзакупок одобрен
Совет Федерации на заседании в среду одобрил поправки к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), направленные на дальнейшее упрощение госзакупок и сокращение времени их проведения.
Предусматривается повышение ценового порога для закупок в форме электронного запроса котировок с 3 млн до 10 млн рублей. Это позволит расширить практику закупок в виде электронного запроса котировок, который имеет наименьший среди других конкурентных процедур срок проведения - шесть календарных дней.
При этом предполагалось также снять ограничения на долю таких закупок в совокупном годовом объеме закупок (СГОЗ). Однако правительство РФ и ряд депутатов предложили ввести временные ограничения для этого положения с целью оценить правоприменительную практику, и только после этого вводить ее на постоянной основе в 44-ФЗ. В результате действующая норма об ограничении доли закупок в виде электронного запроса котировок не будет применяться до 31 декабря 2026 года.
Закон также предусматривает повышение ценового порога для закупок в "электронных магазинах" (так называемые "закупки с полки") электронных торговых площадок (ЭТП) с 3 млн до 5 млн рублей.
Кроме того, документ дополняет закон временной нормой, позволяющей до 1 января 2025 года проводить строительные закупки "под ключ".
Госзаказчикам предоставляется право на заключение контракта со вторым участником торгов в случае расторжения контракта с победителем такой закупки в связи с возникновением не зависящих от поставщика (подрядчика, исполнителя) обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, без условия принятия решения о внесении победителя закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Помимо этого, закон сокращает срок согласования с ФАС России решения о заключении контракта с единственным поставщиком - до восьми рабочих дней вместо 10 в настоящее время.
Проект закона был подготовлен по инициативе председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, которая в феврале предложила правительству ввести мораторий на применение 44-ФЗ до завершения СВО на Украине, чтобы можно было оперативнее осваивать выделяемые средства. В середине марта Совет федерации подготовил законопроект. Но речь в нем шла уже не о моратории на применение 44-ФЗ, а об упрощении и ускорении госзакупок.
В марте-апреле прошлого года правительство приняло оперативные меры в поддержку участников рынка закупок, включая закупки госкомпаний. В конце 2022 года действие этих норм было продлено на 2023 год. За 9 месяцев 2022 года госзаказчики заключили 1,3 млн контрактов на общую сумму 5,1 трлн рублей против 1,4 млн контрактов на 4,5 трлн рублей годом ранее. По данным Минфина, 88% контрактов в стоимостном выражении заключены с единым поставщиком (24%) или по результатам несостоявшихся закупок (64%). Годом ранее эти показатели составляли 17% и 60%.
По оценке Минфина, влияние антисанкционных мер (предоставляют правительству РФ и региональным органам власти дополнительные основания для определения единых поставщиков по тем или иным закупкам - ИФ) на закупки у единых поставщиков невелико. По особым основаниям по решениям правительств (субъектов) с едиными поставщиками заключается только около 8% контрактов.
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 20.05.2024 по делу № А11-7985/2023 "Отсутствие ущерба и неопытность победителя оправдали при уклонении от заключения контракта"
- Письмо Минфина России от 16.10.2024 № 24-06-06/100254 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупок услуг по организации отдыха детей и их оздоровлению, в том числе о наличии опыта"
- Письмо Минфина России от 20.11.2024 № 24-06-09/115179 "О порядке определения начальной (максимальной) цены контракта"
- Решение Арбитражного суда от 15.03.2024 по делу № А07-11520/2023 "Недостатки товара по госконтракту – суд не взыскал с поставщика неустойку"
- Вебинар от 02.12.2024 "Закупки охранной деятельности по федеральному закону от 5.04.2013 № 44-ФЗ"