Можно ли заключить дополнительное соглашение без изменения цены контракта на дополнительные работы и добавить новые адреса выполнения работ и сами работы?
- Автор Контент-менеджер
Заключён контракт на текущий ремонт ветхих и аварийных сетей. По результатам выполнения работ предоставили заказчику документы об исполнении контракта (акты КС-2, КС-3 и т.д.). Заказчик отказывается принимать работы, так как часть работ выполнена по объектам, расположенным по адресам, которых нет в смете. Можно ли заключить дополнительное соглашение без изменения цены контракта на дополнительные работы и добавить новые адреса выполнения работ и соответственно работы? Срок выполнения работ по контракту прошёл.
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанным законом (ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Такие случаи предусмотрены положениями ст. 95 и 112 Закона N 44-ФЗ, а также в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 08.03.2022 N 46-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680 "Об установлении порядка и случаев изменения существенных условий государственных и муниципальных контрактов, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведение работ по сохранению объектов культурного наследия".
Таким образом, правомерным изменение существенных условий контракта может быть признано только в указанных выше случаях. В любых других случаях изменение существенных условий контракта является нарушением положений Закона N 44-ФЗ (смотрите, например, постановление Семнадцатого ААС от 27.11.2014 N 17АП-13706/14) и влечет административную ответственность, предусмотренную чч. 4 и 5 ст. 7.32 КоАП РФ (постановление АС Уральского округа от 15.07.2015 N Ф09-4884/15).
Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено, следовательно, оно должно определяться исходя из положений Гражданского кодекса РФ, в том числе на нормах которого основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона). В силу п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными условиями, которые должны быть согласованы сторонами при заключении договора, являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах существенными или необходимыми для договоров данного вида. Так, как это следует из п. 1 ст. 702 и п. 1 ст. 708 ГК РФ, существенным условиями договора подряда являются его предмет (содержание, виды и объем подлежащих выполнению работ), а также начальный и конечный сроки их выполнения. Кроме этого, необходимость включения в контракт обязательных условий об объеме и месте выполнения работы следует из ч. 1 ст. 34 и п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
Следовательно, условия о предмете контракта, в том числе о содержании, видах и объеме выполняемых работ, о месте их выполнения следует отнести к существенным как указанным в законе в силу п. 1 ст. 432 ГК РФ. Данные условия могут быть изменены только в случаях, перечисленных в Законе N 44-ФЗ.
Вместе с тем нормы ст. 95 Закона N 44-ФЗ, устанавливающие условия для изменения контракта, не предусматривают возможности изменения условия о месте выполнения работ применительно к описанной в вопросе ситуации. В частности, согласно п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта. В то же время приведенная норма допускает изменение объема исключительно работ, изначально предусмотренных контрактом (смотрите постановление АС Дальневосточного округа от 04.03.2019 N Ф03-5962/18 по делу N А73-16810/2016). При этом положения п. 1.3 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, также допускающие возможность изменения объема работ, неприменимы к указанному в вопросе контракту, так как последний не является контрактом строительного подряда. Кроме этого, на основании указанных пунктов не предусмотрена возможность изменения условий о месте выполнения работ.
Обратим также внимание, что пп. 2-4, 6, 8, 10 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускают при определенных обстоятельствах изменение фактически любых условий контракта. Вместе с тем в рассматриваемом случае заключить соответствующее дополнительное соглашение на основании указанных пунктов ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ стороны не вправе.
Таким образом, в приведенной ситуации основания для изменения условий контракта отсутствуют (смотрите постановление Восемнадцатого ААС от 24.01.2022 N 18АП-17858/21 по делу N А76-20262/2021, постановление Восемнадцатого ААС от 20.07.2022 N 18АП-5837/22 по делу N А76-44313/2021).
Особо отметим, что согласно ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2024 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное данной частью изменение осуществляется с соблюдением положений чч. 1.3-1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта РФ, муниципальных нужд соответственно.
Как видно из приведенной нормы, она не ограничивает круг существенных условий, которые могут изменяться по указанному в ней основанию. Это означает, что формально в соответствии с ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ могут быть изменены любые условия контракта, включая указанные в вопросе. При этом возможность изменения условий контракта на основании упомянутой нормы определяется, во-первых, возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, а, во-вторых, принятием решения уполномоченного органа.
В рамках данного ответа мы не можем судить о наличии независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения. Поэтому не исключено, что изменение условий указанного в вопросе контракта на основании ч. 65.1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ может быть признано необоснованным.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 14.11.2024 "Контракты по 44 ФЗ договоры по 223 ФЗ что существенно для заказчика"
- Решение Арбитражного суда от 19.03.2024 по делу № А40-297948/23-2-1661 "Частичная поставка товара по госконтракту не говорит о добросовестности поставщика"
- Решение Арбитражного суда от 14.02.2024 по делу № А53-43294/23 "Продление срока госконтракта из-за непогоды"
- Постановление АС Московского округа от 16.09.2024 по делу № А40-180633/2023 "Наличие неисполненных обязательств не меняет согласованный срок госконтракта"
- Письмо Минфина России от 20.03.2024 № 02-07-11/25177 "О применении формы 0510452 при оформлении приемки товаров, работ, услуг по договору, заключенному заказчиком - автономным учреждением согласно законодательству о закупках отдельными видами юрлиц"
Последнее от Контент-менеджер
- Письмо Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 02.11.2024 № 117382/11 "О применении норм постановления Правительства РФ о мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории РФ"
- Письмо Минстрой РФ от 01.10.2024 № 57284-АВ/09 "Об уплате НДС, в случае заключения контракта с лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения"
- Письмо Минфина России от 25.10.2024 № 24-06-09/104115 "О возможности замены товара при исполнении контракта"
- Письмо Минфина России от 09.02.2022 № 24-06-07/8729 "О включении в проект контракта информации о формировании документов о приемке товаров, работ, услуг с использованием ЕИС в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 09.02.2022 № 24-06-07/8780 "О централизации закупок автономного учреждения"