Письмо Минфина России, ФАС России от 15.07.2024 № 24-01-06/65630, № ПИ/62264/24 "О способах определения поставщика (исполнителя, подрядчика), применяемых заказчиками, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 6 марта 2022 № 301"
В связи с поступлением вопросов о применении постановления Правительства Российской Федерации от 6 марта 2022 г. № 301 "Об основаниях неразмещения на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры" (далее соответственно - Постановление № 301, официальный сайт ЕИС, ЕИС) при осуществлении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ), Минфин России и ФАС России сообщают следующее.
Постановление № 301 издано в реализацию части 16 статьи 4 Закона № 223-ФЗ и устанавливает случаи, при которых информация о закупках не размещается на официальном сайте ЕИС (до 1 апреля 2023 г. устанавливало случаи, при которых такая информация не размещалась в ЕИС).
Постановление № 301 не содержит положений о способах определения поставщика (исполнителя, подрядчика). При этом оно влияет на способ сообщения информации о закупке участникам закупки, который в настоящее время является условием для отнесения закупки к числу конкурентных закупок, в связи с чем применение заказчиком положений Постановления № 301 предопределяет возможные к применению заказчиком способы определения поставщика (исполнителя, подрядчика).
С учетом действующих положений частей 3 - 32 статьи 3 и статьи 35 Закона № 223-ФЗ заказчики, предусмотренные Постановлением № 301, в настоящее время осуществляют закупки путем проведения:
закрытых конкурентных закупок (в том числе в электронной форме);
неконкурентных закупок.
То есть, применение Постановления № 301 исключает возможность проведения открытых конкурентных закупок.
Вышеизложенное обусловлено следующим:
1) конкурентной закупкой является закупка, осуществляемая с соблюдением условий, установленных пунктами 1 - 3 части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, в числе которых необходимость сообщить информацию о закупке одним из следующих способов (пункт 1 части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ):
путем размещения в ЕИС извещения об осуществлении конкурентной закупки, доступного неограниченному кругу лиц, с приложением документации о конкурентной закупке (подпункт "а" пункт 1 части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ);
посредством направления приглашений принять участие в закрытой конкурентной закупке в случаях, которые предусмотрены статьей 35 Закона № 223-ФЗ, с приложением документации о конкурентной закупке не менее чем двум лицам, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом такой закупки (подпункт "б" пункт 1 части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ);
2) частью 32 статьи 3 Закона № 223-ФЗ установлено, что, если условия осуществления закупки не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, такая закупка является неконкурентной.
Постановление № 301 издано в целях обеспечения конфиденциальности информации о соответствующих закупках, в связи с чем исключает возможность реализации заказчиком положений подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, так как не допускает сообщение информации о закупке путем размещения в ЕИС извещения, доступного неограниченному кругу лиц.
Соответственно, конкурентную закупку такому заказчику возможно провести исключительно путем реализации положений подпункта "б" пункта 1 части 3 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, то есть путем проведения закрытой конкурентной закупки.
В случае проведения закрытой конкурентной закупки в электронной форме, такая закупка проводится исключительно с использованием электронной площадки из числа электронных площадок, операторы которых включены в предусмотренный частью 4 статьи 35 Закона № 223-ФЗ перечень, являющийся приложением № 2 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. № 1447-р.
Частями 2 и 32 статьи 3 Закона № 223-ФЗ также предусмотрена возможность проведения заказчиком неконкурентных закупок. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), порядок их осуществления устанавливаются заказчиком самостоятельно в положении о закупке. При этом закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) может быть осуществлена только в случаях, установленных в соответствии со статьей 36 Закона № 223-ФЗ в положении о закупке.
Следует отметить, что заказчик при установлении в положении о закупке порядка осуществления неконкурентной закупки, не являющейся закупкой у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), не ограничен в возможности установить с учетом установленных Постановлением № 301 ограничений размещения информации на официальном сайте ЕИС порядок, содержащий положения, аналогичные отдельным положениям, установленным Законом № 223-ФЗ для проведения конкурентных закупок.
Минфин России и ФАС России считают возможным рекомендовать заказчикам при установлении порядка осуществления неконкурентных закупок, не являющихся закупками у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), предусмотреть:
проведение таких закупок в электронной форме;
создание для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) комиссии по осуществлению неконкурентной закупки или привлечение для такого определения комиссии по осуществлению конкурентной закупки;
предоставление разъяснений по запросам участников закупки по аналогии с положениями частей 2 - 4 статьи 32 Закона № 223-ФЗ;
возможность отмены такой закупки по аналогии с положениями частей 5 и 7 статьи 32 Закона № 223-ФЗ;
представление предложений участниками закупок заказчику в форме заявок по аналогии с положениями частей 10 и 11 статьи 32 Закона № 223-ФЗ, а также обеспечение таких заявок по аналогии с положениями частей 25 и 27 статьи 32 Закона № 223-ФЗ;
составление протоколов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по аналогии с положениями частей 13 и 14 статьи 32 Закона № 223-ФЗ;
заключение договора по аналогии с положениями части 15 статьи 32 Закона № 223-ФЗ.
Следует отметить, что требования к электронной площадке, используемой заказчиком для проведения неконкурентных закупок в электронной форме, Законом № 223-ФЗ не установлены, в связи с чем заказчик вправе осуществлять их проведение с использованием любой электронной площадки, в том числе из числа электронных площадок, операторы которых включены в перечень, являющийся приложением № 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 июля 2018 г. № 1447-р. Настоящее письмо не является правовым актом, подготовлено на основе положений правовых актов, действующих по состоянию на дату его подписания, и носит информационный характер.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 15 Июль 2024
- Номер документа: 24-01-06/65630
- Название документа: О способах определения поставщика (исполнителя, подрядчика), применяемых заказчиками, предусмотренными постановлением Правительства РФ от 6 марта 2022 № 301
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 17.07.2024 № 02-07-11/66732 "Об оформлении приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги при исполнении контракта в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 22.11.2024 № 24-06-06/116890 "Об определении срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, срока приемки товара, работы (ее результатов), услуги и начала течения гарантийного срока"
- Вебинар 05.12.2024 "Обжалование действий/бездействия субъектов контроля"
- Письмо Минфина России от 10.10.2024 № 24-06-09/98357 "О лицах, участвующих в закупках в качестве участника закупки"
- Письмо Минфина России от 14.10.2022 № 24-06-06/99792 "О вопросах, касающихся закупок в части использования каталога товаров, работ, услуг, поддержки СМП и СОНКО, допуска иностранных товаров"