Письмо Минфина РФ от 02.04.2020 № 24-04-05/26192 "О вопросах, связанных с осуществлением контроля в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок и полномочиями контрольных органов в сфере закупок муниципального уровня"
Минфин России, рассмотрев обращение от 28.02.2020 об осуществлении контроля в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), сообщает следующее.
1. Согласно пункту 2 части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 Закона № 44-ФЗ.
Согласно положениям части 4 статьи 19 Закона № 44-ФЗ правилами нормирования являются правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения соответственно федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями.
Согласно части 6 статьи 19 Закона № 44-ФЗ правила нормирования подлежат размещению в единой информационной системе.
Вместе с тем размещение таких правил, предусмотренное частью 6 статьи 19 Закона № 44-ФЗ, не образует предмет контроля, предусмотренный пунктом 2 части 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, поскольку такой контроль осуществляется в отношении соблюдения правил нормирования, то есть требований, содержащихся в таких правилах (а не порядка размещения правил нормирования в единой информационной системе в сфере закупок).
Дополнительно Минфин России сообщает, что согласно части 1 статьи 23.66 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 7.30 КоАП, рассматривают контрольные органы в сфере закупок (то есть органы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, с учетом пункта 13 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ).
2. Согласно части 9 статьи 99 Закона № 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 указанной статьи осуществляется:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд, а также закупок для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд, финансовое обеспечение которых частично или полностью осуществляется за счет субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из федерального бюджета;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
Таким образом, контроль, предусмотренный частью 8 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, согласно части 9 статьи 99 Закона № 44-ФЗ в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд осуществляется органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации.
Однако согласно части 1 статьи 23.66 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 - 6 статьи 7.32, частью 1 статьи 7.32.5 КоАП, рассматривают иные предусмотренные статьей 99 Закона № 44-ФЗ органы контроля - контрольные органы в сфере закупок (то есть органы, указанные в пункте 1 части 1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, с учетом пункта 13 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ).
При этом в соответствии с частью 2 статьи 23.66 КоАП рассматривать дела об административных правонарушениях от имени контрольных органов в сфере закупок, указанных в части 1 статьи 23.66 КоАП, в пределах своих полномочий вправе должностные лица федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 28.3 КоАП протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа. При этом среди административных правонарушений, в отношении которых в соответствии с частью 7 статьи 28.3 КоАП должностные лица органов местного самоуправления вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, отсутствуют правонарушения, относящиеся к статье 23.66 КоАП РФ.
Таким образом, контрольные органы в сфере закупок муниципального уровня не наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, рассмотрению дел об административных правонарушениях в соответствии с частью 1 статьи 23.66 КоАП РФ.
На основании изложенного, по мнению Минфина России, в рассматриваемом случае органам внутреннего муниципального финансового контроля в случае выявления в результате проведения проверок факта совершения действия (бездействия), содержащего признаки состава административного правонарушения, целесообразно передавать информацию о таком факте и (или) документы, подтверждающие такой факт, в контрольный орган в сфере закупок, указанный в пункте 1 части 1 статьи 99 Закона № 44-ФЗ, федерального или регионального уровня в возможно короткий срок с даты выявления такого факта.
Следует отметить, что утративший силу с 01.01.2014 Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (в рамках применения которого муниципальные органы контроля в силу положений КоАП также не были уполномочены на составление протоколов об административных правонарушениях, рассмотрение дел о таких административных правонарушениях) содержал аналогичную норму о передаче информации и (или) документов в части 12 статьи 17 данного закона, в связи с чем Минфин России дополнительно рассмотрит вопрос о внесении соответствующего изменения в Закон № 44-ФЗ.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 02 Апрель 2020
- Номер документа: 24-04-05/26192
- Название документа: О вопросах, связанных с осуществлением контроля в отношении соблюдения правил нормирования в сфере закупок и полномочиями контрольных органов в сфере закупок муниципального уровня
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 13.12.2023 № 02-09-05/120474 "Об осуществлении внутреннего финансового контроля в сфере закупок и оформлении результатов контрольного мероприятия"
- Письмо Минфина России от 26.04.2024 № 24-06-06/39637 "О при привлечении экспертов в рамках проведения налогового контроля "
- Письмом Минфина России от 15.03.2024 № 24-06-06/23205 "О необходимости применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""
- Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 01.02.2024 № 22-6/156 "Об анализе нарушений и недостатков в финансово-бюджетной сфере, установленных Федеральным казначейством в 2023 г. при проведении контрольных мероприятий"
- Вебинар от 13.12.2023 "Итоги года 2023: главные изменения, решения и тренды года. Как войти в 2024 год подготовленным"