Письмо Минфина РФ от 28.02.2020 № 24-02-06/14655 "О закупках в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 07.02.2020 по вопросу применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Обращение) в части осуществления предварительного отбора в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, в рамках компетенций сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным по изложенному в Обращении вопросу сообщить следующее.
Законом о контрактной системе предусмотрен особый порядок осуществления закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Частью 1 статьи 80 Закона о контрактной системе установлено, что в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик проводит предварительный отбор участников закупки, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа могут осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, подрядчиков, исполнителей (далее также - перечень поставщиков) в целях последующего осуществления закупок у них товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок.
В соответствии с частью 3 статьи 80 Закона о контрактной системе распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2013 № 1765-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (далее - Перечень).
Таким образом, по результатам предварительного отбора составляется перечень потенциальных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которыми в случае необходимости ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик вправе заключить контракт по результатам проведения запроса котировок в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
При этом, если вследствие непреодолимой силы возникла потребность в товарах, работах, услугах, не предусмотренных Перечнем, и применение иных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) нецелесообразно в связи с затратой времени, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае закупки определенных товаров, работ, услуг вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, в случае возникновения необходимости в оказании медицинской помощи в экстренной форме либо в оказании медицинской помощи в неотложной форме, в том числе при заключении федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (при условии, что такие товары, работы, услуги не включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера), и применение иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), требующих затрат времени, нецелесообразно. Заказчик вправе заключить в соответствии с настоящим пунктом контракт на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги соответственно в количестве, объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
В соответствии с частью 8 статьи 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при введении режима чрезвычайной ситуации в зависимости от последствий чрезвычайной ситуации, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации сил и средств единой государственной системы, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации, а также от других факторов, влияющих на безопасность жизнедеятельности населения и требующих принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации, решением уполномоченного должностного лица устанавливается один из следующих уровней реагирования: объектовый, местный, региональный (межмуниципальный), федеральный.
Таким образом, Законом о контрактной системе предусмотрена возможность заключения контрактов с единственным поставщиком на закупку определенных товаров, работ, услуг, за исключением включенных в Перечень, вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в объеме, необходимом для ликвидации указанных последствий, на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе при наличии соответствующего акта о введении чрезвычайной ситуации. Дополнительно Минфин России обращает внимание, что заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на основании пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе возможно исключительно в количестве и объеме, которые необходимы для ликвидации последствий, возникших вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, непреодолимой силы, либо для оказания медицинской помощи в экстренной форме или неотложной форме.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 28 Февраль 2020
- Номер документа: 24-02-06/14655
- Название документа: О закупках в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 27.07.2020 № 24-05-07/65430 "О закупке у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя товаров, работ, услуг для оказания медпомощи в неотложной (экстренной) форме, гуманитарной помощи, предупреждения (ликвидации) ЧС"
- Письмо Минэкономразвития России от 06.02.2017 № ОГ-Д28-1230 "О закупках в целях оказания гуманитарной помощи, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций или действия непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства"
- Письмо Минэкономразвития России от 11.10.2016 № Д28и-2632 "О предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера"
- Письмо Минэкономразвития России от 20.06.2016 № ОГ-Д28-8173 "О закупке путем проведения запроса котировок в целях гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера"
- Письмо Минэкономразвития России от 10.05.2016 № ОГ-Д28-6402 "Об информации, указываемой в извещении о проведении предварительного отбора в целях гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного ..."