Письмо Минфина РФ от от 18.06.2020 № 24-01-07/52527 "О сферах применения законодательства о контрактной системе в области закупок для государственных и муниципальных нужд и законодательства о закупках отдельными видами юрлиц"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы, рассмотрев в рамках установленной компетенции обращение от 06.05.2020 в части вопроса применения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), а также Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ), сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Положениями пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, предусмотрено, что Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
В этой связи по вопросу применения положений Закона № 44-ФЗ отмечаем, что в соответствии с положениями части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся в том числе планирования закупок товаров, работ, услуг и заключения предусмотренных Законом № 44-ФЗ контрактов.
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона № 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно положениям статьи 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд предусматривает совокупность действий, осуществляемых в установленном указанным Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Так, согласно пункту 5 статьи 3 Закона № 44-ФЗ государственным заказчиком является государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Муниципальным заказчиком согласно положениям пункта 6 статьи 3 Закона № 44-ФЗ является муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
Учитывая вышеизложенное, положения Закона № 44-ФЗ распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые указанными государственными и муниципальными заказчиками, а также бюджетными учреждениями, государственными, муниципальными унитарными предприятиями и юридическими лицами, уполномоченными принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (части 1, 2.1, 4, 4.1 и 5 статьи 15 Закона № 44-ФЗ) в целях обеспечения государственных нужд.
Согласно части 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе на положениях Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Пунктом 3 статьи 219 БК РФ предусматривается, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.
При этом согласно положениям статьи 72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений Бюджетного кодекса.
Таким образом, Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, связанные с расходованием бюджетных средств при заключении заказчиками предусмотренных указанным Федеральным законом гражданско-правовых договоров (контрактов) в соответствии с доведенным до государственного (муниципального) заказчика объемом прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем Департамент полагает необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 1 Закона № 223-ФЗ указанный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 указанной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах, в том числе для целей коммерческого использования, с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Так, положениями Закона № 223-ФЗ устанавливаются общие принципы осуществления закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, перечисленных в пунктах 1 - 6 части 2, а также части 5 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в отношении которых применяются нормы указанного Федерального закона.
Учитывая изложенное, положения Закона № 223-ФЗ предусматривают перечень заказчиков, на которых распространяется действие указанного Федерального закона, а также исчерпывающий перечень отношений, предусмотренных частями 2.1, 4 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, которые не регулируются указанным Федеральным законом.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 18 Июнь 2020
- Номер документа: 24-01-07/52527
- Название документа: О сферах применения законодательства о контрактной системе в области закупок для государственных и муниципальных нужд и законодательства о закупках отдельными видами юрлиц
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 19.05.2023 № 27-05-13/45570 "По вопросу правомерности осуществления общественного контроля в форме контрольной закупки алкогольной продукции с привлечением несовершеннолетних"
- Заказчики в сфере строительства предлагают скорректировать закон "О контрактной системе"
- Положения закона о госзакупках обеспечивают работу контрактной системы в сложных условиях
- Вебинар от 15.12.2023 "Объявленные новации закона о контрактной системе на 2023 год"
- Письмо Минфина России от 28.11.2022 № 24-06-06/115996 "Об определении объема закупок у СМП и СОНКО"