Положения закона о госзакупках обеспечивают работу контрактной системы в сложных условиях
Положения закона о госзакупках обеспечивают работу контрактной системы в сложных условиях, включая проведение СВО, заявили "Интерфаксу" в Минфине, комментируя предложение Совета Федерации о введении моратория на действие закона "О контрактной системе" (44-ФЗ).
"Действующее законодательство обеспечивает все необходимые инструменты для заключения контрактов в самые сжатые сроки, в том числе как в рамках конкурентных процедур, так и без их использования по решениям органов исполнительной власти субъектов РФ и местных администраций, а также заключение и исполнение контрактов в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, поддержку импортозамещения, малого бизнеса, СОНКО, учреждений ФСИН, оплату контрактов в течение 7 дней, освобождение авансов на казначейском сопровождении от обеспечения", - отметили в пресс-службе Минфина.
При этом в министерстве подчеркнули, что в настоящее время срок определения исполнителей госконтрактов, в том числе подрядчиков для строительных работ, может не превышать 26 календарных дней при проведении конкурса или 18 календарных дней при проведении аукциона. Для строек может осуществляться закупка "под ключ" одновременно на выполнение работ по проектированию и строительству объекта капитального строительства, а также на оснащение оборудованием, что существенно сокращает сроки реализации строительных проектов.
"Для небольших по объёму закупок может использоваться процедура запроса котировок, которая может быть осуществлена в срок не более 6 рабочих дней", - добавили в министерстве.
Помимо этого, в Минфине отметили, что в 2022 и в текущем году действуют специальные временные нормы, согласно которым субъекты РФ и муниципальные образования могут самостоятельно устанавливать любые дополнительные случаи определения единственных поставщиков (подрядчиков). Такие решения могут приниматься в любые самые короткие сроки, в том числе, в случае контрактации "под ключ", без наличия проектной документации с последующим уточнением объёма контракта.
Как сообщалось, в среду, 1 февраля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что верхняя палата предложит правительству ввести мораторий на закон 44-ФЗ на период до завершения военной спецоперации, чтобы можно было оперативнее осваивать выделяемые средства.
"Я бы предложила с учетом нынешних условий, новой реальности, в которой мы живем, не цепляться за какие-то догмы, а, может быть, наложить мораторий на 44-й закон и дать возможность быстро осваивать средства", - сказала Матвиенко на заседании СФ в среду.
Она также отметила, что парламентарии стараются до 1 декабря принимать бюджет, а выделенные деньги, если проходить все процедуры по 44-ФЗ, можно начинать осваивать только с июня-июля.
По словам Матвиенко, она поручила вице-спикеру верхней палаты Николаю Журавлеву обратиться в правительство, с тем чтобы "на период до завершения специальной военной операции наложить мораторий и дать право регионам в ускоренном режиме принимать решения по началу строительства инфраструктурных, социальных и иных объектов".
По ее словам, это конечно не отменяет контроля со стороны соответствующих структур и правоохранительных органов, чтобы "за руку хватать недобросовестных".
Такое обращение в правительство должно быть подготовлено в течение недели, подчеркнула спикер.
Ранее заместитель министра финансов Алексей Лавров отмечал в интервью "Интерфаксу", что в предыдущие годы работа контрактной системы была оптимизирована и был найден баланс между интересами заказчиков и поставщиков.
"В новых условиях эта грань стала более тонкой, менее формализованной. Закупочная система прошла испытание пандемией - регулирование и администрирование системы оказалось устойчивым, и мы уверены, что будет устойчивым и сейчас (в условиях антироссийских санкций - ИФ), - говорил Лавров. - Собственно, практика уже показала, что продолжающаяся пандемия и введение антироссийских санкций не повлияли на функционирование контрактной системы, она продолжает работать бесперебойно. В отдельных случаях потребовались лишь точечные решения".
В марте-апреле прошлого года правительство приняло оперативные меры, на поддержку участников рынка закупок и закупок госкомпаний. В конце 2022 года действие этих норм было продлено на 2023 год.
За первые 9 месяцев 2022 года госзаказчики заключили 1,3 млн контрактов на общую сумму в 5,1 трлн рублей против 1,4 млн контрактов на 4,5 трлн рублей годом ранее. По данным Минфина, 88% контрактов (в стоимостном выражении) заключены с едпоставщиком (24%) или по результатам несостоявшихся закупок (64%). Годом ранее эти показатели составляли 17% и 60%.
"Есть жалобы со стороны рынка на сокращение конкурентной сферы, - говорил в октябре Лавров. - Надо изучать ситуацию - почему растет доля несостоявшихся закупок".
При этом он отмечал, что влияние антисанкционных мер (предоставляют правительству РФ и региональным органам власти дополнительные основания для определения едпоставщиков по тем или иным закупкам - ИФ) на закупки у едпоставщика невелико. По особым основаниям по решениям правительств (субъектов) с едпоставщиками заключается только около 8% контрактов.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 04.12.2024 "Разбор концепции развития закупок малого объема"
- Письмо Минфина России от 25.10.2024 № 24-06-09/104111 "О дополнительных требованиях к участникам закупки работ по подготовке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, а также по капитальному ремонту объекта капитального строительства"
- Письмо Минфина России от 22.11.2024 № 24-06-06/116890 "Об определении срока возврата денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, срока приемки товара, работы (ее результатов), услуги и начала течения гарантийного срока"
- Вебинар от 14.11.2024 "Контракты по 44 ФЗ договоры по 223 ФЗ что существенно для заказчика"
- Решение Арбитражного суда от 19.03.2024 по делу № А40-297948/23-2-1661 "Частичная поставка товара по госконтракту не говорит о добросовестности поставщика"