Письмо Минфина России от 07.05.2020 № 24-03-07/36945 "Об увеличении стоимости контрактов в сфере закупок и о списании штрафных санкций, начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), в связи с распространением коронавирусной инфекции"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение ООО по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) в части возможности увеличения стоимости государственных контрактов, в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент сообщает, что в связи с распространением новой коронавирусной инфекции в Закон № 44-ФЗ введена специальная норма, допускающая в 2020 году по соглашению сторон изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации (за исключением случая изменения размера аванса в соответствии с настоящей частью) при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и после предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если предусмотренное настоящей частью изменение влечет возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и требование обеспечения исполнения контракта было установлено в соответствии со статьей 96 Закона № 44-ФЗ при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (часть 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).
Также отмечаем, что изменение условий контракта в соответствии с частью 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
С учетом изложенного Закон № 44-ФЗ содержит нормы, позволяющие в 2020 году принять меры (в случае их необходимости) с целью предоставления сторонам по контракту возможности изменить существенные условия контракта, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения.
Указанная позиция доведена до всех участников контрактной системы совместным письмом Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 от 3 апреля 2020 г. "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV".
Кроме того, в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции Федеральным законом от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" в том числе внесены изменения в Закон № 44-ФЗ, устанавливающие право Правительства Российской Федерации утвердить порядок списания штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом (часть 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).
В реализацию указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 г. № 591 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783", предусматривающее списание заказчиком начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, в настоящее время реализован комплекс антикризисных мер, направленных в том числе на преодоление сложной экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, который позволяет минимизировать риски срыва исполнения контрактов, а также наступления негативных последствий для поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе включение в реестр недобросовестных поставщиков в связи с неисполнением ими обязательств по контрактам.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Четверг, 07 Май 2020
- Номер документа: 24-03-07/36945
- Название документа: Об увеличении стоимости контрактов в сфере закупок и о списании штрафных санкций, начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), в связи с распространением коронавирусной инфекции
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 22.11.20224 "Ведение реестра контрактов разбор основных ошибок заказчиков"
- Решение Арбитражного суда от 26.01.2024 по делу № А64-8171/2023 "Подрядчик обязан оплатить штраф за невыполнение гарантийного ремонта"
- Постановление Арбитражного суда от 04.06.2024 по делу № А56-124734/2023 "Замена некачественного товара по госконтракту исключает взыскание штрафа"
- Вебинар от 22.07.2024 "Защита прав и интересов заказчика по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Нарушения по КоАП, УК"
- Вебинар от 31.05.2024 "Перспективы развития контрактной системы Практическая консультация"