Письмо Минфина России от 08.06.2020 № 24-01-08/49233 "О размещении в ЕИС информации о закупках в рамках национальных проектов, а также об изменениях в осуществлении закупок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев в рамках своей компетенции обращение по вопросу о необходимости предоставления информации о графиках подготовки конкурсов государственных заказов в рамках национальных проектов, сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным отметить следующее.
В рамках реализации национальных проектов утверждается паспорт национального проекта, который включает в себя наименование национального проекта, его цели, целевые и дополнительные показатели, перечень методик расчета целевых и дополнительных показателей, задачи и результаты с указанием значений результатов по годам реализации, перечень и общие сведения о федеральных проектах, обеспечивающих достижение целей, целевых и дополнительных показателей, выполнение задач национального проекта, сроки реализации и объем финансового обеспечения национального проекта, информацию о кураторе, руководителе и администраторе национального проекта, а также иные сведения.
Указанная информация, а также иные информационные материалы о реализации национальных проектов (программ), комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры размещены на Информационном Портале "Будущее России. Национальные проекты" (https://futurerussia.gov.ru).
Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в рамках реализации национальных проектов, осуществляются в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона № 44-ФЗ в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок ведется единая информационная система в сфере закупок (далее - ЕИС), которая содержит в том числе информацию о закупках, осуществляемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ.
Информация о проводимых закупках находится в открытом доступе на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru, с помощью функционала которого возможно получение актуальных сведений об опубликованных планах-графиках, извещениях и иной информации о закупках, предусмотренной Законом № 44-ФЗ, информации об исполнении контрактов, результатах мониторинга закупок, аудита и контроля в сфере закупок.
При этом в соответствии с частью 7 статьи 4 Закона № 44-ФЗ субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с ЕИС.
Таким образом, информация о закупках, осуществляемых в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, в том числе в рамках национальных проектов, размещается на официальном сайте ЕИС www.zakupki.gov.ru.
Вместе с тем в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. № 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон № 98-ФЗ), которым внесены изменения в Закон № 44-ФЗ, которые существенно упрощают порядок закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайной ситуации.
Законом № 98-ФЗ внесены изменения, предусматривающие дополнение статьи 112 Закона № 44-ФЗ положениями о том, что до 01.01.2024 Правительство Российской Федерации, высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местные администрации вправе утвердить перечни объектов капитального строительства, в целях архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта которых применяются особенности осуществления закупок и исполнения контрактов, предусмотренные частями 56 - 63 статьи 112 Закона № 44-ФЗ (далее - Перечни) (часть 55 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).
Частью 56 статьи 112 Закона № 44-ФЗ установлено, что в случае, предусмотренном частью 55 статьи 112 Закона № 44-ФЗ, предметом контракта могут быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
При этом в случае, если проектной документацией объекта капитального строительства предусмотрено оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации такого объекта, предметом указанного в части 56 статьи 112 Закона № 44-ФЗ контракта наряду с подготовкой проектной документации и (или) выполнением инженерных изысканий, выполнением работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться поставка данного оборудования (часть 57 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).
Законом № 98-ФЗ также внесены изменения, в соответствии с которыми в 2020 году по соглашению сторон допускается изменение срока исполнения контракта, и (или) цены контракта, и (или) цены единицы товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ), и (или) размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), если при его исполнении в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV, а также в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации, возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное указанной частью изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд (часть 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ в редакции Федерального закона от 24 апреля 2020 г. № 124-ФЗ).
При этом государственным или муниципальным заказчиком как получателем бюджетных средств предусмотренное частью 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ изменение может быть осуществлено в пределах доведенных в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
Учитывая, что распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV, является обстоятельством непреодолимой силы, заказчик вправе изменить условия исполнения заключенного контракта в порядке, предусмотренном частью 65 статьи 112 Закона № 44-ФЗ в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV, при условии наличия причинно-следственной связи между объектом закупки и его использованием для удовлетворения потребностей, возникших вследствие возникновения обстоятельств непреодолимой силы, и (или) его использованием для предупреждения чрезвычайной ситуации.
Указанная позиция доведена до всех участников контрактной системы совместным письмом Минфина России № 24-06-05/26578, МЧС России № 219-АГ-70, ФАС России № МЕ/28039/20 от 03.04.2020 "О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-№CoV".
Кроме того, Законом № 98-ФЗ предусмотрено право Правительства Российской Федерации утвердить порядок списания суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом (часть 42.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ).
В реализацию указанной нормы принято постановление Правительства Российской Федерации от 26.04.2020 № 591 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. № 783", предусматривающее списание заказчиком начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю) неустоек (штрафов, пеней) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Также Департамент сообщает, что постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 № 630 внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2019 № 1803 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов", предусматривающие возможность внесения в 2020 году изменений в заключенные контракты в части увеличения размера авансового платежа до 50% цены контракта в пределах доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год.
Федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Закон № 124-ФЗ) также внесены изменения в Закон № 44-ФЗ, согласно которым с 01.07.2020:
снижается минимальный размер обеспечения исполнения контрактов с 5% до 0,5% (в 10 раз);
исключается необходимость обязательного обеспечения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) гарантийных обязательств;
предусматривается возможность не устанавливать обеспечение исполнения контракта, по которому обеспечивается казначейское сопровождение расчетов;
предусматривается освобождение от обеспечения авансов, если осуществляется казначейское сопровождение расчетов по контракту в части таких авансов (размер обеспечения исполнения контракта при казначейском сопровождении аванса уменьшается и исчисляется от начальной (максимальной) цены контракта, уменьшенной на размер такого аванса);
допускается распространение вышеуказанных изменений на ранее заключенные контракты по соглашению сторон.
Дополнительно Департамент сообщает, что существующие меры по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции и принятые в указанных целях организационно-распорядительные меры, такие как перевод работников на дистанционную работу, введение режима нерабочих дней, приостановка (ограничение) деятельности отдельных организаций, в ряде случаев затрудняют закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе в ходе исполнения заключенных контрактов.
Указанные обстоятельства также учитываются заказчиками при принятии решения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг, в том числе при принятии решения об осуществлении во втором квартале 2020 года закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, запланированных на второе полугодие 2020 года.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 08 Июнь 2020
- Номер документа: 24-01-08/49233
- Название документа: О размещении в ЕИС информации о закупках в рамках национальных проектов, а также об изменениях в осуществлении закупок в связи с распространением новой коронавирусной инфекции
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 22.11.20224 "Ведение реестра контрактов разбор основных ошибок заказчиков"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97814 "О содержании положения о закупке, внесении в него изменений, его утверждении и размещении в ЕИС в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 09.02.2022 № 24-06-07/8729 "О включении в проект контракта информации о формировании документов о приемке товаров, работ, услуг с использованием ЕИС в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 14.03.2022 № 24-06-07/18512 "О порядке и сроках оформления документов о приемке товаров, работ, услуг в рамках закупок"
- Письмо Минфина России от 26.09.2024 № 24-06-06/92792 "Кто от имени участников может осуществлять юридически значимые действия в ЕИС при проведении закупок по Закону № 44-ФЗ"