Письмо Минфина России от 09.04.2025 № 02-11-14/35373 "О зачислении пеней, уплаченных подрядчиком по контракту, финансируемому за счет субсидии из областного бюджета, предоставленной АО"
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение Акционерного общества (далее - АО) от 11 марта 2025 г. по вопросу использования пеней, поступивших на расчетный счет АО, уплаченных подрядчиком по контракту, источником финансового обеспечения которого являются субсидии, предоставленные из областного бюджета, и сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, однако Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов, а также практики их правоприменения.
Согласно положениям пунктов 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем Департамент считает возможным высказать мнение по поставленному в обращении вопросу.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, в силу положений статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 34 Закона № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) влечет начисление поставщику (подрядчику, исполнителю) неустойки (штрафа, пеней).
Таким образом, уплата поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неустойки (штрафа, пени) является мерой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение им условий гражданско-правовой сделки.
В соответствии с пунктом 16 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс):
суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в соответствии с законом или договором в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед государственным (муниципальным) органом, государственным внебюджетным фондом, казенным учреждением, подлежат зачислению в полном объеме в бюджет бюджетной системы Российской Федерации, получателем средств которого являются указанные орган, учреждение;
суммы штрафов, неустоек, пеней, которые должны быть уплачены юридическим или физическим лицом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным государственной корпорацией, публично-правовой компанией, подлежат зачислению в полном объеме в федеральный бюджет.
В силу положений статьи 6 Бюджетного кодекса получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом.
Учитывая, что АО в соответствии с положениями статьи 6 Бюджетного кодекса не является получателем бюджетных средств, а также не является государственной корпорацией, публично-правовой компанией, по мнению Департамента, средства в виде неустоек (штрафов, пеней), получаемые таким юридическим лицом в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контрактам (договорам), заключенным в рамках исполнения соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета, подлежат зачислению на расчетный счет, открытый заказчику (АО) в кредитной организации.
Также положениями статьи 46 Бюджетного кодекса не установлен норматив зачисления в бюджеты бюджетной системы сумм пеней, которые должны быть уплачены подрядчиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту перед акционерным обществом.
Вместе с тем в силу положений части 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ в случае, если в соответствии с Бюджетным кодексом государственные органы, являющиеся государственными заказчиками, при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности и (или) на приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность передали на безвозмездной основе на основании соглашений свои полномочия государственного заказчика бюджетным учреждениям, автономным учреждениям, государственным унитарным предприятиям либо иным юридическим лицам, такие учреждения, унитарные предприятия либо юридические лица в пределах переданных полномочий осуществляют от лица указанных органов или государственных корпораций закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, которые регулируют деятельность государственного заказчика, в том числе по взысканию пеней в случае нарушений, допущенных исполнителем по государственному контракту.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Департамента, в случае реализации АО полномочий государственного заказчика в рамках части 6 статьи 15 Закона № 44-ФЗ поступления от перечисления вышеуказанных сумм пеней могут быть учтены в бюджете области в соответствии с приложением 1 к Федеральному закону от 30 ноября 2024 г. № 419-ФЗ "О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" как иные денежные средства, подлежащие зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 09 Апрель 2025
- Номер документа: 02-11-14/35373
- Название документа: О зачислении пеней, уплаченных подрядчиком по контракту, финансируемому за счет субсидии из областного бюджета, предоставленной АО
Скачать вложения:
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 25.09.2024 № А20-2486/2024 "Поставщик нарушил срок поставки, по причине некачественного товара"
- Вебинар от 02.04.2025 "Изменение договора, заключенного по223-ФЗ: как действовать без ошибок?"
- Вебинар от 15.03.2025 "Вопросы ответственности в контракте по 44 ФЗ что должен знать поставщик"
- Письмо Минфина России от 30.10.2024 № 02-05-08/106520 "О кодах классификации расходов бюджетов при перечислении заказчиком неустойки в доход местного бюджета за поставщика (подрядчика, исполнителя) из суммы оплаты по муниципальному контракту"
- Письмо Минфина России от 20.11.2024 № 02-11-09/115381 "О вопросах, связанных с реализацией полномочий администратора доходов бюджета при неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств по контракту (договору)"