Menu
RSS
A+ A A-

Письмо Минфина России от 12.09.2023 № 02-09-08/86853 "О расходовании бюджетным учреждением средств в рамках договора, условиями которого предусмотрено оказание услуг до момента его заключения"

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев письмо государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения от 11.08.2023, сообщает.

Согласно пункту 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность.

Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.

Кроме того, учитывая отсутствие в рассматриваемом письме материалов в части приводимой по тексту информации о сложившейся проблеме, не представляется возможным представить позицию по существу изложенной в письме ситуации. Вместе с тем считаем возможным отметить следующее.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (средств, полученных из бюджета), в том числе критерии отнесения нарушений к нецелевому использованию бюджетных средств. Исходя из положений указанной статьи КоАП, по мнению Департамента, при квалификации совершенных фактов финансово-хозяйственной жизни в качестве нецелевого использования бюджетных средств следует исходить из наличия признаков несоответствия использования бюджетных средств направлениям (целям) их использования, определенным договором (соглашением) о предоставлении указанных средств.

Документом, определяющим направления использования средств бюджетным учреждением, является план финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее соответственно - план финансово-хозяйственной деятельности, учреждение), составляемый и утверждаемый в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения, и в соответствии с Требованиями к составлению и утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденными приказом Минфина России от 31.08.2018 № 186н.

Таким образом, бюджетное учреждение должно осуществлять расходование средств в соответствии с направлениями, установленными в плане финансово-хозяйственной деятельности.

Также отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ) бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.Закон № 44-ФЗ регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, в том числе касающейся заключения предусмотренных Законом № 44-ФЗ контрактов (часть 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ).

Частью 1 статьи 2 Закона № 44-ФЗ установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок основывается в том числе на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Согласно пункту 2 статьи 425 ГК РФ стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.

Под закупкой товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае если в соответствии с Законом № 44-ФЗ не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта (пункт 3 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ).

Таким образом, применение положений пункта 2 статьи 425 ГК РФ к отношениям, регулируемым Законом № 44-ФЗ, не представляется возможным, в связи с тем что правоотношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) начинаются исключительно с момента заключения контракта.

Учитывая изложенное, заказчик не вправе заключать контракт, условиями которого предусмотрена возможность поставки товара, выполнения работы, оказания услуги до момента заключения такого контракта.

В этой связи расходование бюджетным учреждением средств в рамках договора на оказание услуг, дата начала оказания которых была раньше заключения договора, необходимо рассматривать в контексте совокупности положений Закона № 44-ФЗ и ГК РФ (если такой договор заключен в рамках правоотношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд).

  • Вид документа: Письмо
  • Орган власти: Министерство финансов РФ
  • Дата документа: Вторник, 12 Сентябрь 2023
  • Номер документа: 02-09-08/86853
  • Название документа: О расходовании бюджетным учреждением средств в рамках договора, условиями которого предусмотрено оказание услуг до момента его заключения
Наверх

Сайты органов власти

Партнеры

Официальные торговые площадки

Официальные торговые площадки

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12