Письмо Минфина России от 15.01.2020 № 24-01-08/1226 "О требованиях к квалификации работников в сфере закупок"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение от 10.12.2019 по вопросу о разъяснении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) в части установления квалификационных требований к работникам заказчика, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным сообщить следующее.
Согласно части 1 статьи 38 Закона № 44-ФЗ заказчики, совокупный годовой объем закупок которых превышает сто миллионов рублей, создают контрактные службы (при этом создание специального структурного подразделения не является обязательным).
В соответствии с частью 2 статьи 38 Закона № 44-ФЗ, в случае если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком не превышает сто миллионов рублей и у заказчика отсутствует контрактная служба, заказчик назначает должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее - контрактный управляющий).
Общие требования к контрактной службе и контрактному управляющему определяются на основании положений статьи 38 Закона № 44-ФЗ, а также Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.
Положениями части 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н утверждены профессиональные стандарты "Специалист в сфере закупок", "Эксперт в сфере закупок".
Стандарты разработаны во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации и призваны в том числе обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ.
Положения статьи 38 Закона № 44-ФЗ распространяются на всех работников контрактной службы, созданной как в форме отдельного структурного подразделения, так и без образования отдельного подразделения.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 38 Закона № 44-ФЗ контрактная служба, контрактный управляющий обеспечивают осуществление закупок, в том числе заключение контрактов.
Примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 3 части 1 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что согласно пункту 3 статьи 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд представляет собой совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 94 Закона № 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом № 44-ФЗ.
При этом положениями Закона № 44-ФЗ понятие "куратор контрактов" не предусмотрено.
Вместе с тем положения Закона № 223-ФЗ не содержат требований к квалификации работников заказчика.
Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона № 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Таким образом, при осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ к работникам контрактной службы, контрактному управляющему предъявляются требования, предусмотренные положениями статьи 38 Закона № 44-ФЗ. При осуществлении закупок в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путем применения профессиональных стандартов.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Среда, 15 Январь 2020
- Номер документа: 24-01-08/1226
- Название документа: О требованиях к квалификации работников в сфере закупок
Похожие материалы (по тегу)
- Постановление 17 ААС от 05.09.2024 по делу № А60-3437/2024 "Оценка деловой репутации - задача для заказчиков по Закону № 223-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 30.11.2023 № 24-06-09/115228 "Об установлении в качестве показателя критерия оценки квалификации участников закупки наличия у них финансовых ресурсов"
- Вебинар от 29.06.2023 "Критерий оценки заявок "Квалификация УЗ": показатель "Наличие специалистов"
- Письмо Минфина России от 30.05.2023 № 24-06-09/49516 "Об оценке заявок участников закупки по критерию "квалификация участников закупки"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 07.02.2023 № ПИ/8371/23 "Оценка заявок участников закупки по показателю оценки "наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"