Письмо Минфина России от 17.10.2022 № 02-09-10/100379 "Об осуществлении органами контроля внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе в сфере закупок"
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение, сообщает.
В рамках ответов на ранее поступившие в Минфин России обращения неоднократно сообщалось, что в соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Учитывая, что содержащиеся в обращении вопросы, касающиеся исключительно полномочий органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и осуществления ими деятельности по контролю, не соответствуют предусмотренным Федеральным законом N 59-ФЗ видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти, не представляется возможным обеспечить рассмотрение обращения в порядке, установленном Федеральным законом N 59-ФЗ. Кроме того, из содержания обращения не представляется возможным определить, какие именно права и свободы лично Вас как гражданина Российской Федерации были нарушены.
Кроме того, полагаем необходимым сообщить, что для формирования всесторонней и обоснованной позиции Минфина России на поступающие обращения необходимой является информация об органе внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и (или) объекте контроля (в том числе его организационной правовой форме), в отношении которого проводятся контрольные мероприятия и оформляются результаты контрольных мероприятий.
В этой связи в очередной раз сообщаем, что для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.
Также полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 11 Федерального закона N 59-ФЗ Министерством финансов Российской Федерации может быть принято решение о безосновательности очередного обращения и прекращена переписка по вопросам, неоднократно разъясняемым в предыдущих обращениях.
Вместе с тем считаем необходимым отметить следующее.
Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (далее - органы контроля) по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в том числе являются:
контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов (абзац три пункта 1 статьи 269.2 БК РФ);
контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок).
Частью 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) установлено, что органы контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона N 44-ФЗ) в отношении:
соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 Закона N 44-ФЗ;
определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;
соблюдения предусмотренных Законом N 44-ФЗ требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
При этом согласно пункту 3 статьи 269.2 БК РФ органы контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля должны руководствоваться федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (далее - федеральные стандарты).
Считаем необходимым также отметить, что перечнем типовых тем плановых контрольных мероприятий, установленных пунктом 13 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 N 208, для органов контроля предусмотрены соответствующие типовые темы как для целей осуществления контроля в сфере закупок, так и для целей осуществления контроля в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 269.2 БК РФ.
Таким образом, органы контроля при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе контроля в сфере закупок, установленного частью 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, должны руководствоваться требованиями вышеуказанного бюджетного законодательства Российской Федерации, в том числе федеральными стандартами.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Понедельник, 17 Октябрь 2022
- Номер документа: 02-09-10/100379
- Название документа: Об осуществлении органами контроля внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в том числе в сфере закупок
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 28.12.2021 № 24-06-07/106845 "Об установлении заказчиком требований к участникам закупки товаров, работ, услуг"
- Письмо Минфина России от 21.06.2024 № 02-12-10/57526 "О применяемом законодательстве при заключении контракта банковского сопровождения по проведению мониторинга расчетов в рамках исполнения контракта, не предусматривающего оплату услуг банка"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103309 "О решении заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта"
- Вебинар от 02.11.2024 "Способы самозащиты прав поставщика при незаконных требованиях в документах закупке"
- Письмо Минфина России от 24.10.2024 № 24-06-09/103488 "О представлении справки об отсутствии судимости и требованиях к сроку ее выдачи при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг"