Письмо Минфина России от 18.09.2020 № 24-01-08/82060 "О применении бюджетным учреждением, ГУП, МУП законодательства о закупках"
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев в рамках установленной компетенции обращение от 19.08.2020 по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон № 44-ФЗ), а также положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон № 223-ФЗ) при осуществлении закупок муниципальными бюджетными учреждениями, муниципальными унитарными предприятиями, сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным сообщить следующее.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 статьи 1 Закона № 44-ФЗ данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, в части, касающейся в том числе заключения предусмотренных Законом № 44-ФЗ контрактов.
При этом в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ государственный контракт, муниципальный контракт - гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно положениям пункта 3 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд предусматривает совокупность действий, осуществляемых в установленном Законом № 44-ФЗ порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд.
Учитывая вышеизложенное, положения Закона № 44-ФЗ распространяются на закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые заказчиками в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом пунктом 7 части 1 статьи 3 Закона № 44-ФЗ установлено определение понятия "заказчик" в контексте Закона № 44-ФЗ, в соответствии с которым заказчиком является государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
Частью 1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ предусмотрено, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями указанного Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 указанной статьи.
При этом отмечаем, что положениями части 2 статьи 15 Закона № 44-ФЗ установлены случаи, при которых бюджетное учреждение при наличии правового акта, принятого таким учреждением в соответствии с частью 3 статьи 2 Закона № 223-ФЗ и размещенного до начала года в единой информационной системе (далее - Положение о закупке), вправе осуществлять закупки в соответствующем году с соблюдением требований, указанных в Законе № 223-ФЗ и Положении о закупке.
Кроме того, согласно части 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ, за исключением случаев, установленных пунктами 1 и 2 части 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.
Так, положениями пункта 2 части 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ установлены случаи, при которых государственные, муниципальные унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с Положением о закупке, принятым государственным, муниципальным унитарными предприятиями и размещенным до начала года в единой информационной системе.
Таким образом, бюджетные учреждения, а также государственные, муниципальные унитарные предприятия вправе осуществлять закупки в соответствии с положениями Закона № 223-ФЗ только в случаях, установленных частями 2 и 2.1 статьи 15 Закона № 44-ФЗ.
Во всех остальных случаях бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям необходимо при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Министерство финансов РФ
- Дата документа: Пятница, 18 Сентябрь 2020
- Номер документа: 24-01-08/82060
- Название документа: О применении бюджетным учреждением, ГУП, МУП законодательства о закупках
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 10.03.2023 № 24-07-09/19810 "О применяемом законодательстве при закупках у субъектов МСП отдельными видами юрлиц, если положение о закупке признано неразмещенным, и при закупках бюджетными учреждениями"
- Видео от 31.08.2023 "Закупка электрической энергии унитарными предприятиями"
- Вебинар от 23.06.2023 "Онлайн-консультация для заказчиков по 44-ФЗ"
- Возможно ли в положение о закупке государственного унитарного предприятия включить правила уплаты авансов
- Письмо Минфина России от 3 февраля 2023 г. № 02-14-08/9062 "Осуществление казначейского сопровождения в 2023 году"