Письмо ТПП РФ от 10.04.2020 № 04в/0086 "О порядке подготовки заключений об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора) в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)"
В связи с поступающими в адрес ТПП России обращениями ряда торгово-промышленных палат и организаций сообщаем следующее.
Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 (далее - Указ N 206) были установлены нерабочие дни с 30 марта по 3 апреля 2020 года, а Указом Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 (далее - Указ N 239) - с 4 по 30 апреля 2020 года. Перечень организаций и работников, на которые не распространяются эти требования, перечислены соответственно в пункте 2 Указа N 206 и пункте 4 Указа N 239.
В целях исполнения положений вышеназванных указов Президента Российской Федерации, а также для принятия необходимых мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) органами государственной власти субъектов Российской Федерации приняты дополнительные нормативные правовые акты, которые предусматривают, в том числе, приостановление (ограничение) деятельности отдельных организаций и индивидуальных предпринимателей на соответствующих территориях.
В ряде случаев из-за действующих ограничений субъекты предпринимательской деятельности в этот период не имеют возможности производить товары, выполнять работы, оказывать услуги или осуществлять иные действия, и, как следствие, исполнить свои договорные обязательства в полном объеме и/или в установленные сроки.
Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Учитывая это, при рассмотрении обращений по основаниям невозможности исполнения гражданско-правовых обязательств в связи с установлением нерабочих дней, рекомендуем торгово-промышленным палатам при подготовке заключений об обстоятельствах непреодолимой силы запрашивать у заявителей информацию, обосновывающую непосредственное влияние Указов N 206 и N 239, а также соответствующих нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на исполнение заявителем конкретного обязательства, предусмотренного договором, в частности:
о том, что исключения, предусмотренные пунктом 2 Указа N 206, пунктом 4 Указа N 239, а также соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, для региональных системообразующих организаций), на работников данной организации (индивидуального предпринимателя) не распространяются;
о том, что организация (непосредственная сфера ее деятельности, ее работники) не подпадает под действие ограничительных (запретительных) мер, устанавливаемых субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа N 239;
о наличии локального правового акта данной организации (приказ, распоряжение) по вопросам организации деятельности предприятия в период действия Указов N 206 и N 239 (в т.ч. о переводе работников на дистанционный режим работы или режим нерабочих дней и т.п., например: приказ "О реализации мер по введению режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)", приказ "Об организации работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации (изоляции)");
о невозможности обеспечить производственную или иную деятельность в нерабочие дни согласно ранее утвержденному в организации плану производства, графику работ на этот период или иных подобных документов.
В случае представления заявителем вышеуказанных сведений, подтвержденных соответствующими документами, торгово-промышленным палатам необходимо внимательно изучить совокупность всех обстоятельств и оценить реальную возможность исполнения заявителем своего обязательства по договору.
При установлении торгово-промышленной палатой в каждом конкретном случае наличия прямой причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнить обязательства, предусмотренные договором, целесообразно оформить и выдать заявителю заключение об обстоятельствах непреодолимой силы.
Дополнительно обращаем внимание на то, что в соответствии с пунктом 3 статьи 401 ГК РФ, а также пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" к обстоятельствам непреодолимой силы не относятся, в том числе, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Таким образом, планируемое (ожидаемое) снижение доходов организаций, связанное с переводом сотрудников на дистанционный режим работы, приостановлением (уменьшением объема) производства и другими обстоятельствами (действиями), связанными с реализацией Указов N 206 и N 239, не будет являться обстоятельством непреодолимой силы в отношении финансовых обязательств перед контрагентом организации или правовым основанием для отказа от выполнения таких финансовых обязательств (например, обязательства по оплате поставленного для производства сырья).
Просим руководствоваться изложенными рекомендациями в своей практической работе по оформлению заключений об обстоятельствах непреодолимой силы, а также провести соответствующую разъяснительную работу с членскими организациями и иными субъектами предпринимательской деятельности.
- Вид документа: Письмо
- Орган власти: Торгово-промышленная палата РФ
- Дата документа: Пятница, 10 Апрель 2020
- Номер документа: 04в/0086
- Название документа: О порядке подготовки заключений об обстоятельствах непреодолимой силы (форс-мажора) в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19)
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.07.2024 № 24-06-09/63732 "Об освобождении от уплаты неустойки (штрафа, пеней) по контракту при закупках"
- Госзаказчику законно возместили убытки по замещающей сделке из средств гарантии, решили суды
- Ошибки при проведении госзакупок у единственного поставщика: примеры из практики за 2022 – 2023 годы
- Правительство РФ в очередной раз временно подняло порог авансирования по госконтрактам
- В каких случаях довод о форс-мажоре могут не принять