Ошибки при проведении госзакупок у единственного поставщика: примеры из практики за 2022 – 2023 годы
Закупали у единственного поставщика без полномочий единственного исполнителя работ или услуг.
Закон № 44-ФЗ среди прочего разрешает проводить закупку у единственного поставщика, если им может быть только госорган или другой специально уполномоченный субъект. На практике заказчики трактовали эту норму шире.
Московское УФАС указало: техническая возможность работать с дорогостоящим оборудованием заказчика не свидетельствует о том, что исполнитель обладает исключительными полномочиями на рынке.
Не свидетельствует о статусе единственного исполнителя в том числе:
-доминирующее положение на рынке – Хабаровское УФАС;
-статус госучреждения и опыт – Омское УФАС.
Проводили чрезвычайные закупки в отсутствие форс-мажора.
Омское УФАС не приняло доводы заказчика о действии на момент заключения контракта режима повышенной готовности. Контролеры отметили, что наличие режима само по себе не доказывает чрезвычайность обстоятельств. Не убедил контролеров и довод о необходимости расходовать госсубсидию.
Также почти бесполезно ссылаться:
-на временный запрет заключать контракт с победителем конкурентной процедуры – ФАС России;
-позднее доведение лимитов и возможный срыв госпрограммы – Приморское УФАС;
-срыв контракта предыдущим исполнителем – Московское УФАС.
При этом антимонопольные органы вставали на сторону заказчиков, которые осуществляли закупки:
-для размещения беженцев – Кабардино-Балкарское УФАС;
-по устранению аварий при отсутствии в штате заказчика соответствующего специалиста – Московское УФАС.
Не уведомляли или поздно уведомляли контролеров о закупке.
О том, что контрольный орган нужно уведомить о заключении контракта с едпоставщиком по ряду оснований, напоминали Астраханское, Пензенское и Ярославское УФАС.
Забывали прилагать к контракту обоснование НМЦКВ ряде случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе, заказчик должен обосновать НМЦ контракта с едпоставщиком. На это указывали, в частности, Курганское УФАС и Алтайское республиканское УФАС.
Похожие материалы (по тегу)
- Вебинар от 02.11.2024 "44-ФЗ - Обоснование НМЦК"
- Письмо ФАС России № ТН/95899/24, Минздрава России № 25-7/И/2-21105 от 23.10.2024 "О применении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
- Письмо ФАС России от 11.10.2024 № АК/91982/24 "При закупке заказчиком у единственного поставщика, возможность формирования и направления обращения о включении информации в РНП с использованием ЕИС в настоящее время не предусмотрена"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 27.11.2023 № ПИ/99723/23 "Правила описания предмета закупки при проведении неконкурентной закупочной процедуры"
- Письмо Минфина России от 09.07.2024 № 24-06-09/63732 "Об освобождении от уплаты неустойки (штрафа, пеней) по контракту при закупках"