Menu
RSS
A+ A A-

Автопром ЕАЭС должен соответствовать российским требованиям для доступа к госзакупкам

Совет ЕЭК договорился применять правила, аналогичные российскому 719-му постановлению, хотя Казахстан и Белоруссия настаивали на более мягком подходе. Эксперты отмечают, что производители со сложившейся историей поставок, как МАЗ, смогут пройти на крупнейший рынок РФ, но проблемы могут возникнуть у сборщиков автобусов из Казахстана.

Совет ЕЭК дополнил продукцией автопрома правила производства товаров, которым нужно соответствовать, чтобы продукт считался произведенным в ЕАЭС и мог быть допущен к госзакупкам стран—членов союза. Такое решение было принято 16 июля 2021 года, сообщила комиссия. Условия в том числе допускают кооперационный принцип производства автокомпонентов.

Требования к локализации продукции закреплены во вступившем в силу в январе приложении к решению Совета ЕЭК №105 об утверждении правил определения страны происхождения товаров для целей госзакупок. Оно действует только в случае, если в стране введены запреты или ограничения для закупки импорта. Замдиректора департамента конкурентной политики и политики в области госзакупок ЕЭК Павел Жуковский поясняет, что в Казахстане, Киргизии и Армении таких актов нет. В Беларуси применяется условный принцип "третий лишний", более жесткие требования в России.

С 30 апреля 2020 года в России введен запрет на приобретение иностранных промышленных товаров в рамках госпрограмм и для оборонных нужд (постановление №616), а для остальных госзакупок введено правило "третий лишний" (постановление №617). По нему, если есть хотя бы два российских поставщика определенного товара, закупка его за рубежом запрещена. Пока правила на уровне ЕЭК не были приняты, для допуска к российским госзакупкам использовались критерии локализации из постановления №719.

Необходимость соответствовать российским требованиям по локализации в середине 2020 года вызвала недовольство со стороны Казахстана и Белоруссии, так как отрезала местные сборочные производства от российского рынка госзакупок. В ходе дискуссий в ЕЭК представители этих стран утверждали, что требования российских правил локализации часто меняются, с чем согласны и поставщики из РФ. В ЕЭК отчасти признавали неравенство стартовых позиций поставщиков. Тогда обсуждался более мягкий подход, согласно которому расчет уровня локализации велся бы по размеру созданной добавленной стоимости.

Но в итоге спор был решен на условиях РФ. Достигнуто согласие, что фактически требования 105-го решения во многом аналогичны тем, что прописаны в 719-м постановлении, отмечает господин Жуковский. За выдачу актов о подтверждении происхождения будут отвечать национальные ТПП. В ранее включенных категориях не нашлось различий по требованиям к локализации между 105-м решением и российскими правилами по тракторам и бульдозерам: чуть более мягкие требования на уровне ЕЭАС применяются лишь к автокранам.

На РФ приходится более 80% объемов госзакупок ЕАЭС — $114,9 млрд по итогам девяти месяцев прошлого года. Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что с учетом доли России в закупках союза логично предъявлять требования, применяемые к собственным производителям, и к поставщикам из других стран. Кооперационный принцип по автокомпонентам позволяет отверточным сборщикам находить поставщиков комплектующих в ЕАЭС и повышать уровень локализации.

Он поясняет, что исторически сложившиеся поставщики (как МАЗ и Минский тракторный завод) смогут соответствовать требованиям, дублирующим 719-е постановление: например, на МАЗе устанавливается в основном двигатель Ярославского моторного завода. В Евразийском реестре промышленных товаров из автопрома соседних стран уже есть продукция МАЗа, но, как уточняет Павел Жуковский, только по специальному машиностроению.

В то же время, полагает господин Бабанский, проблемы с допуском к госзакупкам могут возникнуть у новых казахстанских предприятий, которым будет сложно выполнить требование по использованию локальных компонентов. Речь идет о «Сарыаркаавтопроме», где в 2019 году запущено производство пассажирских автобусов Yutong, в том числе на электрической тяге. Также с трудностями может столкнуться Daewoo Bus Kazakhstan, которая занимается производством пассажирских автобусов марки Daewoo.

Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12