Банковские гарантии в контрактной системе
Вступающий в силу с 1 января 2014 года Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» существенным образом изменит текущий порядок в части обеспечения заявки и обеспечения контракта. Банковская гарантия исполнения обязательств в контрактной системе получит новое применение, а связанные с этим действия участников закупок усложнятся. Итак, что нового?
Новым законом участнику закупки предоставлена возможность обеспечить заявку на участие в торгах не только в виде денежных средств, но и в виде банковской гарантии. Правда такая возможность есть исключительно при проведении конкурсов и закрытых аукционов. Участие в электронных аукционах по-прежнему обеспечивается только путем внесения денежных средств.
Размер обеспечения заявок по Закону 44-ФЗ составляет от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта или 1% при проведении аукционов, цена которых не превышает 3 млн. рублей.
Обеспечение исполнения контракта
Обеспечение, как и раньше, может быть предоставлено в виде банковской гарантии исполнения контракта (только уже исключительно от банка) или в виде денежных средств, вносимых на счет заказчика. Выбор способа обеспечения определяется участником закупки самостоятельно.
Банковская гарантия исполнения обязательств должна быть безотзывной и содержать ряд обязательных условий, таких как: сумма гарантии, срок действия, обязанности принципала по контракту и др. При этом банки будут лишены возможности вносить в текст гарантии какие-либо отлагательные условия. Правительством РФ устанавливается перечень документов, который заказчики (бенефициары) обязаны будут предоставить в банк одновременно с требованием об уплате суммы по банковской гарантии. Данный перечень также включается в текст гарантии. Перечень является закрытым, и банки не будут иметь право требовать с заказчиков дополнительные документы сверх перечня.
Размер обеспечения
В новом законе базовый размер обеспечения контракта составляет от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта (НМЦ). Если НМЦ превышает сумму 50 млн. рублей, размер обеспечения исполнения контракта должен составлятют 10 до 30% или соответствовать размеру аванса (при его наличии и превышении 30% НМЦ). Принципиально новым в контрактной системе является появление особого требования к размеру обеспечения контракта в случаях значительного снижения НМЦ участником закупки.
Антидемпинговые меры
Если начальная (максимальная) цена контракта составляет более 15 млн. рублей, а цена контракта была снижена участником закупки на 25 и более процентов, то размер обеспечения увеличивается в 1,5 раза от величины обеспечения, указанной в закупке.
Например: НМЦ составляет 15,5 млн. рублей. Документацией о закупке предусмотрено обеспечение в размере 30% от НМЦ. Цена контракта, предложенная победителем закупки 11,470 млн. рублей (снижение 26%). В этом случае размер обеспечения составит 45% от НМЦ, а именно 6,975 млн. рублей.
Для случаев, когда начальная (максимальная) цена контракта составляет 15 млн. рублей и менее, а цена контракта была снижена участником закупки на 25 и более процентов, предусмотрена возможность обойтись без увеличения в 1,5 раза размера обеспечения исполнения контракта. Для этого достаточно предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника закупки.
Подтверждение добросовестности участника закупки
Свою добросовестность участник может подтвер¬дить, предоставив информацию об исполненных контрактах за определенный период времени до даты подачи заявки на участие в конкурсе или аукционе:
За 1 год
3 и более контракта. Все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
За 2 года
4 и более контракта Не менее чем 75% контрактов должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).
За 3 года
3 и более контракта Все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней).В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.
Некоторые специалисты считают некорректным применение формулировки «В этих случаях цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20% цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт» по отношению ко всем способам подтверждения добросовестности участника. Данный вопрос активно обсуждают специалисты и эксперты в области государственных закупок, ожидая получить разъяснения по этому вопросу в ближайшее время.
Во избежание негативных последствий участникам закупок необходимо уделить особое внимание вопросу оформления обеспечения исполнения контракта и подтверждения добросовестности. При проведении конкурса указанная информация должна быть представлена в составе заявки, а в случае проведения аукциона — предоставлена заказчику вместе с подписанным контрактом. Выявление недостоверности представленной информации в случае с конкурсом влечет к отклонению заявки, а в случае проведения аукциона приводит к признанию участника уклонившимся от подписания контракта.
Требования к банкам
Для обеспечения заявок и исполнения контракта будут приниматься банковские гарантии только тех банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 Налогового кодекса РФ. В ней устанавливаются определенные требования к банкам. В частности, размер собственных средств (ка¬питала) банка должен быть не менее 1 млрд. рублей. Министерство финансов РФ ежемесячно публикует список банков, соответствующих положениям дан¬ной статьи Налогового кодекса.
Реестр банковских гарантий
С 1 января 2014 года вся информация о выданных банковских гарантиях исполнения контракта и обеспечения заявок должна быть внесена в специальный реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе.
Банк, выдавший гарантию, в течение одного рабочего дня, следующего за выдачей, обязан разместить информацию о гарантии в системе и подписать доку¬менты и иную представленную информацию усилен¬ной электронной подписью. В заключении нельзя не отметить, что банковская гарантия в контрактной системе претерпела существенные изменения. Компании, участвующие в государственных закупках, вынуждены будут уделить особое внимание данному аспекту, чтобы избежать для себя негативных последствий. К примеру, незапланированная необходимость увеличить в 1,5 раза сумму по банковской гарантии исполнения контракта может вызвать у компании серьезные трудности, а порой возможности выполнить данное требование может вовсе не быть.
Нововведения должны положительно сказаться на системе госзаказа в целом. Однако эффективность новых мер во многом будет зависеть от работы банков и единой информационной системы реестра банковских гарантий, от того, насколько оперативным и корректным будет обмен данными между банками и системой.
Опубликовано: Аукционный вестник, 2014, № 174
Последнее изменениеЧетверг, 23 Ноябрь 2017 14:23
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 19.07.2024 по делу № А 40-88523/24-94-675 "Правомерное требование заказчика о предоставлении обеспечения заявки в виде независимой гарантии"
- Письмо Минфина России от 13.06.2024 № 02-11-13/54557 "Об увеличении размера авансового платежа по контракту на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства и установлении (изменении) размера обеспечения его исполнения"
- Письмо Минфина России от 13.09.2024 № 24-06-07/87436 "Об изменении размера обеспечения исполнения контракта при изменении цены контракта"
- Письмо Минфина России от 08.07.2024 № 24-06-09/63390 "О заключении контракта со вторым участником закупки при расторжении контракта по соглашению сторон"
- Письмо Минфина России от 25.09.2017 № 24-06-08/61944 "Об установлении требований к участникам закупки - субъектам МСП о наличии у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств и установлении размера обеспечения договора"