Госдума приняла закон о возврате закупок у взаимозависимых компаний под действие 223-ФЗ
Госдума РФ приняла в двух чтениях (II и III) закон о возврате закупок госкомпаний у взаимозависимых компаний под действие закона "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ).
Документ конкретизирует норму действующей редакции 223-ФЗ, которая выводит из-под действия закона любые сделки с взаимозависимыми компаниями. А именно, предлагается оставить только два конкретных случая, когда госкомпании могут осуществлять закупки у взаимозависимых компаний без учета положений 223-ФЗ.
"Предлагаем исключить из сферы 223-ФЗ закупки у "дочек", которые более чем на 50% принадлежат госкомпаниям, - отмечал заместитель министра финансов Алексей Лавров, представлявший ранее законопроект в Госдуме. - Для остальных "дочек", в которых доля госкомпаний составляет от 25% до 50%, предлагаем сохранить только одно исключение - если продукция этих компаний входит в единый технологический цикл в соответствии с положениями закона "О промышленной политике"".
Ранее закупки у взаимозависимых компаний были исключены из сферы действия 223-ФЗ чтобы облегчить закупки внутри вертикально интегрированных компаний, когда закупки осуществляются у дочерних компаний, которые и так являются субъектами 223-ФЗ.
"Практика показала, что имеются реализованные риски сокращения регулируемых закупок, прозрачности, конкуренции, - отмечал Лавров. - Это сказывается на уровне импортозамещения, закупок у субъектов МСП - чем меньше объем регулируемых закупок, тем меньше охват в этих сферах".
"Субъекты 223-ФЗ и так могут при необходимости закупать что угодно у единственных поставщиков, - добавлял Лавров. - В том числе у взаимозависимых компаний. Мы просто предлагаем освободить их от лишней бюрократии и документооборота, что повысит их эффективность и прибыльность".
Ко II чтению предлагались поправки, которые должны были ужесточить положения тогда еще правительственного законопроекта. В частности, вне сферы действия 223-ФЗ предлагалось оставить закупки только у тех взаимозависимых компаний, которые сами осуществляют закупки в соответствии с этим законом.
"Этой поправкой мы закрываем контур неконкурентных процедур, и лазейка закрывается полностью", - отметил в ходе рассмотрения поправок к законопроекту депутат Валерий Гартунг.
"Для того чтобы принять эту поправку необходимо более глубоко проработать вопрос с правовым управлением, - в свою очередь сказал депутат Игорь Игошин. - Было предложено либо отложить принятие всего законопроекта до решения этого вопроса, либо принять его в имеющемся виде, чтобы ввести в силу уже подготовленные меры по ограничению злоупотреблений. При этом саму поправку можно в дальнейшем принять отдельным законопроектом".
В результате эта поправка была отклонена.
Другая поправка к правительственному законопроекту предусматривала введение закрытого перечня случае закупок у единственного поставщика. Всего было предложено 22 таких случая. Эта поправка также была отклонена, поскольку, по оценке правительства (была представлена Игошиным - ИФ), в текущей ситуации (антироссийских санкций) принятие этой поправки преждевременно. В будущем, по словам Игошина, правительство готово вернуться к ее рассмотрению.
Стоит отметить, что одновременно с этим правительственным законопроектом на рассмотрение Госдумы группой депутатов был внесен альтернативный законопроект. Он предусматривал просто исключение из 223-ФЗ нормы, по которой под действие этого закона не подпадают сделки с взаимозависимыми компаниями.
"В настоящий момент организации активно реализовывают схему уклонения от регулирования закупок путем выкупа доли или акций юридического лица, являющегося поставщиком, - говорилось в пояснительной записке к этому законопроекту. - Схема уклонения от действия 223-ФЗ крайне распространена среди заказчиков".
При рассмотрении в I чтении этот законопроект был отклонен.
Как сообщалось, в 2017 году из-под действия 223-ФЗ были выведены, в частности, закупки у юридических лиц, которые в соответствии с Налоговым кодексом РФ признаются взаимозависимыми лицами с заказчиком (т.е. с долей в 25% плюс одна акция). В мае прошлого года правительство РФ предложило Госдуме подготовить предложения по соответствующей корректировке 223-ФЗ.
"Вопросы должны решиться прозрачным образом и необходимо предусмотреть в законе исчерпывающий перечень таких случаев (когда закупки не подпадают под действие 223-ФЗ - ИФ), - говорил тогда председатель правительства Михаил Мишустин. - Мы готовы проработать такой вопрос и ждем от вас предложений".
В 2019 году председатель организационного комитета проекта НРПЗ (аналитический центр "Национальный рейтинг прозрачности закупок") Виктор Симоненко отмечал, что в 2019 году общий объем закупок по 223-ФЗ уменьшился до 17 трлн рублей с 28 трлн рублей в 2018 году.
"Предположительно объем ушел именно в договоры с взаимозависимыми компаниями, - говорил Симоненко. - Огромная сумма средств ушла из публичного сектора".
В 2020 году госкомпании заключили 1,5 млн договоров на общую сумму в 19,9 трлн рублей. Более половины договоров (941 тыс.) было заключено по результатам неконкурентных закупок. Их объем составил 13,8 трлн рублей. Соответственно на конкурентные закупки пришлось 561 тыс. договоров (37%) на 6,2 трлн рублей (31%). Почти все "неконкурентные контракты" были заключены по результатам закупок у единственного поставщика - 780 тыс. договоров (52%) на 12,3 трлн рублей (62%). Еще 333 тыс. договоров (22%) на 4,2 трлн рублей (21%) были заключены по результатам закупок, проведенных "прочими" способами.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97806 "О применении национального режима при закупках отдельными видами юрлиц"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97814 "О содержании положения о закупке, внесении в него изменений, его утверждении и размещении в ЕИС в сфере закупок"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97815 "О мерах по предоставлению национального режима при закупках отдельными видами юрлиц"
- Письма Минфина России от 23.07.2024 № 02-07-11/68573, от 22.07.2024 № 02-07-11/68319 "О применении ф. 0510452 при оформлении приемки товаров, работ, услуг по договорам, заключенным бюджетными (автономными) учреждениями согласно законодательству"
- Письмо Минфина РФ от 09.10.2024 № 23-07-09/97804 "О проведении мониторинга и оценки соответствия в отношении заказчиков, применяющих часть 8.1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ"