Menu
RSS
A+ A A-

Госконтракты в условиях санкций: что делать исполнителю

Что с госконтрактами, которые завязаны на импортное оборудование?
Сложностей хватает, особенно у тех исполнителей, у кого в контрактах максимально детализировано оборудование для поставки, говорит старший юрист Capital Legal Services Валентина Аликова. Проблем прибавляет и то, что госзаказчики не готовы вместе с исполнителем искать решения за столом переговоров. По словам Аликовой, они используют рычаг давления на исполнителя или подрядчика, лишая того возможности получить хотя бы минимальную прибыль для выживания компании.
Доверители стали чаще обращаться с запросом на изменение условий контракта: увеличить цену или изменить срок выполнения работ, рассказывает партнер АБ Яблоков и партнеры Лилия Дмитриева. Нарушение логистических цепочек увеличило сроки выполнения работ, а дефицит материалов и оборудования повлиял на стоимость — исполнять контракт по прежней цене стало попросту убыточным, объясняет Дмитриева.

Можно ли изменить госконтракт?
Механизм, предусмотренный ФЗ № 44-ФЗ, требует соглашения сторон, если «исполнение контракта по независящим от сторон контракта обстоятельствам без изменения его условий невозможно». Часто нужно решение правительства РФ по федеральным контрактам, высшего органа исполнительной власти субъекта или властей муниципалитета (для контрактов регионов либо муниципалитетов соответственно). Есть ограничивающие условия по ценам и срокам контрактов.
Чаще всего изменения возможны только в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в соответствии с бюджетным законодательством, на срок исполнения контракта, предупреждает Дмитриева.
На практике многочисленные требования уже серьезно ограничивают круг субъектов, которые могут претендовать на изменение цены или срока контракта, предупреждает Дмитриева. Она приводит в пример пороговую цену контракта более 1 млрд руб. для региона — это довольно значительная граница, которая отсекает значительное количество поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Можно ли невиноватому исполнителю по госконтракту избежать ответственности?
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков указали, что санкции или меры ограничительного характера — это форс-мажор. Исполнитель должен подтвердить это документами, которые позволяют «определить причинно-следственную связь между санкциями и невозможностью надлежащего исполнения контракта (то есть последовательно развивающиеся события между введением таких санкций до невозможности надлежащего исполнения контракта)». Так указано в письме Минфина от 08.04.2022 № 24-01-09/29768.
Эффективна ли норма — покажут первые споры в судах и их результаты, рассуждает Дмитриева. По ее мнению, многое будет зависеть от доказательственной базы. Не всегда ее удается собрать: «В частности, некоторые зарубежные контрагенты предпочитают затаиться и совсем не выходить на связь, опасаясь негативных последствий для своего бизнеса». Иногда сложно доказать, что тех или иных товаров, нужных для исполнения контракта, просто нет на рынке, делится Дмитриева. Она советует делать письменные запросы потенциальным поставщикам такого содержания:
- Указывать в письме конкретные наименования.
- Спрашивать, есть ли аналоги.
- Описывать характеристики того, что требуется.
- Запрашивать сроки поставки.
- Прямо спрашивать о причинах отсутствия товара.

Как на практике подрядчики решают проблему повышения цен?
Чаще всего заменяют материалы и оборудование более дешевыми аналогами. Но характеристики таких аналогов должны быть не хуже предусмотренных контрактом.
У замены есть риски: контролирующие, а в некоторых случаях и правоохранительные органы могут не согласиться, что замена не нанесла ущерба публичному интересу. «Она может стать поводом для иска о неосновательном обогащении, даже привлечения к уголовной ответственности», — предупреждает Дмитриева.

Наверх

Сайты органов власти

Партнеры

Официальные торговые площадки

Официальные торговые площадки

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12