Государственные и муниципальные унитарные предприятия предлагают освободить от обязанности закупать по 44-ФЗ
В Государственную Думу внесен проект федерального закона предлагающий урегулировать процедуру
расходования средств, полученных от осуществления своей деятельности
государственными и муниципальными унитарными предприятиями.
Так, проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 18 июля 2011 года № 22Э-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» далее - Федеральный закон №223-ФЗ), а также в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон №44-ФЗ), исключив из перечня государственные и муниципальные унитарные предприятия, на которые распространяется обязанность при осуществлении закупочной деятельности руководствоваться требованиями Федерального закона №44-ФЗ, если закупки осуществляются без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предлагаемые изменения полностью соответствуют поручению Президента Российской Федерации от 25 апреля 2015 года №Пр-815ГС, согласно которому Правительству РФ необходимо было внести в законодательство Российской Федерации изменения, предусматривающие распространение Федерального закона №44-ФЗ только на те закупки, которые осуществляются унитарными предприятиями за счет средств, получаемых из бюджетов бюджетной системы РФ. Изначально заявленные цели перевода всех закупок унитарных предприятий под сферу действия Федерального закона №44-ФЗ (обеспечение конкуренции и прозрачности закупок) не дают экономического эффекта и не обеспечивают качество. Кроме того, сравнительный анализ закупок за 8 месяцев 2017 года показывает, что Федеральный закон №44-ФЗ не обеспечивает ни рост конкурентных процедур, ни рост экономии.
Пункт 4 статьи 17 Федерального закона №44-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2017 года, предписывает формировать планы закупок на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Согласно пункту 7 данной статьи план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями положения бюджетного законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, государственные и муниципальные унитарные предприятия не являются получателем бюджетных средств. Кроме того, согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Согласно пункту 4 статьи 8 указанного закона, государственное или муниципальное предприятие может быть создано в случае необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе, реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам).
Внесенные изменения Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц» из-за длительности процедур и недопустимости указания наименования товара влекут отсутствие возможности у унитарных предприятий эффективно реагировать на воздействие различных факторов внешней среды.
Таким образом, принятие и реализация данного законопроекта позволит государственным и муниципальным унитарным предприятиям осуществлять расходование небюджетных средств, полученных ими от осуществления своей деятельности, руководствуясь Федеральным законом № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», что позволит им оставаться конкурентоспособными с иными организациями и достигать целей, в соответствии с которыми данные унитарные предприятия были созданы.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 10.03.2023 № 24-07-09/19810 "О применяемом законодательстве при закупках у субъектов МСП отдельными видами юрлиц, если положение о закупке признано неразмещенным, и при закупках бюджетными учреждениями"
- Видео от 31.08.2023 "Закупка электрической энергии унитарными предприятиями"
- Вебинар от 23.06.2023 "Онлайн-консультация для заказчиков по 44-ФЗ"
- Возможно ли в положение о закупке государственного унитарного предприятия включить правила уплаты авансов
- Письмо Минфина России от 21.08.2020 № 24-04-07/73557 "О размещении информации и документов в ЕИС в случае передачи унитарному предприятию полномочий государственного заказчика"