Минэкономразвития предлагает временно разрешить госзаказчикам закупать квотируемые товары у едпоставщиков
Минэкономразвития РФ предлагает на два года предоставить госзаказчикам право осуществлять закупки квотируемых товаров у единственных поставщиков, заявил заместитель директора департамента бюджетного планирования и государственных программ Минэкономразвития Сергей Икрянников в ходе форума "Госзаказ 2021".
По словам Икрянникова, предлагается предоставить госзаказчикам право выполнять квоту без закупок - по сути, на два года приостановить действие 44-ФЗ (закон "О контрактной системе") в отношении закупок квотируемых товаров.
Сергей Икрянников уточнил, что весь комплекс запретительной нормативной правовой базы в сфере закупок требует корректировки: речь идет об отмене нормы о ценовой преференции (15%) поставщикам российской продукции, о распространении правила "третий лишний" на все госзакупки, о предоставлении заказчикам права закупать товары, подпадающие под норму о квотировании закупок товаров российского производства, у единственных поставщиков.
Также Икрянников рассказал о подготовке предложения о привлечении граждан РФ к выполнению закупаемых госзаказчиками научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), это позволит накапливать и сохранять компетенции внутри страны. В Минэкономразвития рассчитывают летом подготовить такое предложение.
Еще одно предложение ведомства заключается в предоставлении заказчикам права указывать в требованиях к закупаемой продукции характеристики российских и евразийских товаров.
По оценке министерства, эти меры облегчат госзаказчикам (госкомпании могут получить право осуществлять квотируемые закупки у единственных поставщиков в результате выпуска правительственных директив ) выполнение квот по закупке товаров российского производства. При этом Икрянников подчеркнул, что приводимая статистика по доле российской продукции в общем объеме закупок товаров госзаказчиками и госкомпаниями пока не имеет подтверждения. Сейчас заказчики указывают в контрактах и договорах, что поставлен товар российского производства. Казначейство получает эту информацию из реестров, соответственно, договоров и контрактов. Однако насколько эта информация соответствует действительности - никто не проверяет.
Ранее регуляторы и участники рынка отмечали, что с выполнением квот по закупке товаров российского производства имеются определенные трудности. Так, у госкомпаний нет, например, механизмов, позволяющих закупать именно российские товары, включенные в перечень квотируемой продукции. При этом и госзаказчики, и госкомпании сталкиваются с тем, что в Реестре российской промпродукции отсутствуют товары, включенные в названный перечень.
Правительственные постановления об утверждении квот на закупку госзаказчиками 107 видов товаров (по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) и на закупку госкомпаниями 251 вида товаров российского производства или произведенного в странах ЕАЭС вступили в силу с января текущего года.
Этими документами утверждены перечни товаров, подпадающих под квотирование, и размер квот на 2021-2023 годы.
В перечни вошли различные виды медтехники и медицинского оборудования, промышленной продукции, продукции легкой промышленности, радиоэлектроники, и т.д.
При учете госзакупок товаров производства РФ и ЕАЭС будут учитываться только те товары, которые включены в российский и евразийский реестры промышленной продукции, реестр российской радиоэлектронной продукции, а также в Каталог товаров, работ, услуг Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).
Поправки к законам "О контрактной системе" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции, были приняты летом прошлого года.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 24.04.2025 № 24-06-09/41454 "Об участии в закупках самозанятых по Закону № 44-ФЗ"
- Вебинар от 20.05.2025 "Способы отбора поставщиков и требования к участникам госзакупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ"
- Письмо ФАС и ФНС России от 15.05.2025 № ЕД-17-31/1324/МШ/45087/25 "О совместной позиции ФАС России и ФНС России по применению сервиса оценки юридического лица и сервиса оценки индивидуального предпринимателя при осуществлении закупок товаров, работ"
- Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.04.2025 № 25-3/4027 "Об определении начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок"
- Вебинар от 07.05.2025 "223 ФЗ в обзоре административной и судебной практики 2024 2025г"