Минэкономразвития России предлагает установить единые принципы и правила проведения торгов
7 февраля 2019 года началось публичное обсуждение проекта федерального закона «Об электронных торгах в Российской Федерации», который позволит установить единые принципы и правила организации и проведения торгов, создать единые юридические рамки для многих общественных сфер, связанных с вопросами проведения торгов.
Согласно пояснительной записке к документу, в Российской Федерации действует большой комплекс нормативных правовых актов (более 40), в той или иной степени регулирующих отношения по организации и проведению торгов в определенной сфере общественной жизни (приватизация, реализация арестованного имущества в рамках исполнительного производства, заложенного имущества с публичных торгов в порядке обращения взыскания, имущества в ходе процедуры банкротства и т.д.). Указанные сферы объединены публичным интересом государства в экономических отношениях и проведение торгов в таких отношениях по общему правилу обязательно.
Минэкономразвития России проведен системный анализ действующего законодательного регулирования и правоприменения, предложений субъектов Российской Федерации, а также опыта регулирования аналогичных отношений в сфере торгов в зарубежных странах.
На основании проведенного анализа Минэкономразвития России пришло к выводу о том, что правовое регулирование процедуры торгов в Российской Федерации носит фрагментарный характер, действующее законодательство не содержит общих норм, устанавливающих принципы и правила проведения торгов.
Каждая сфера общественных отношений содержит собственное регулирование торгов (требования к участникам торгов, заявка на участие в торгах, основания отказа для допуска к участию в торгах, требования к информационному обеспечению торгов), что во многих случаях приводит к неэффективному распределению государственного и муниципального имущества и имущественных прав и злоупотреблениям среди государственных и муниципальных служащих.
Для отдельных сфер установлена только обязанность проведения торгов, но не регламентирован их порядок (например, размещение рекламных конструкций, реализация заложенного и арестованного имущества). В таких случаях правила торгов определяются самостоятельно организаторами торгов.
По предварительным оценкам ежемесячно на торги по всей стране выставляется порядка 100 тыс. лотов, при этом на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru) ежемесячно объявляется менее 50 тыс. торгов на общую сумму до 20 млрд рублей. С 2010 года на нем реализовано около 1,9 млн лотов на общую сумму более 2 трлн рублей.
Однако существуют недостатки действующей системы, такие как труднодоступность информации о торгах, ограниченный доступ к участию в торгах, невозможность приобретения имущества онлайн, значительная степень влияния человеческого фактора на условия доступа к торгам, на определение победителя, не все виды торгов размещаются на сайте торгов, невысокое качество и полнота размещаемой информации и т.д.
Кроме того, анализ жалоб, проведенный ФАС России, показывает, что наиболее часто совершаемыми правонарушениями при организации и проведении торгов являются неразмещение извещений о проведении торгов, размещение неполной (недостоверной) информации о проводимых торгах, установление к участникам торгов, заявкам, документам, представляемым в составе заявок, требований, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, необоснованный отказ в допуске к участию в торгах, нарушение порядка определения победителя торгов. Важной проблемой является затруднительный контроль за операторами электронных площадок ввиду отсутствия единого перечня электронных площадок, на которых могут проходить торги, и требований к таким операторам.
В целях комплексного решения выявленных проблем Минэкономразвития России разработало законопроект, которым предусматривается перевод торгов на универсальную электронную процедуру с сохранением отраслевых особенностей в рамках отраслевого законодательства, единый порядок проведения торгов в электронной форме, единый перечень электронных площадок, функционирующих в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», единые требования к участникам торгов, составу извещения о проведении торгов, документации о торгах с сохранением отраслевых особенностей в рамках отраслевого законодательства, обязательное размещение информации о торгах на сайте торгов.
Законопроект содержит общие положения в отношении электронных процедур, которые не могут быть изменены отраслевым законодательством, в частности, закрытый перечень оснований для отказа в допуске к участию в торгах, порядок подачи заявок на участие в торгах и предложений по цене договора, заключаемого по результатам торгов.
Законопроект также включает требования, которые могут быть расширены в отраслевом законодательстве, такие как срок размещения извещения о проведении торгов, состав извещения и документации о торгах, требования к участникам торгов, обеспечение заявки на участие в торгах и исполнения договора и прочие.
При этом к вопросам, которые регулируются исключительно отраслевым законодательством, относятся обязательность проведения торгов, форма торгов, особенности проведения торгов в отношении конкретного имущества, перечень случаев, когда передача соответствующего имущества и имущественных прав возможна без торгов, требования к договору, существенным условиям договора.
Источник: investinfra.ru