Минфин и Казначейство по-разному оценивают перспективы развития закона о госзакупках
Минфин РФ и Федеральное казначейство по-разному оценивают возможности дальнейшего развития закона "О контрактной системе" (44-ФЗ), следует из выступлений представителей ведомств в ходе форума "Госзаказ".
Заместитель министра финансов Алексей Лавров заявил, что если будет принят второй оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ (находится на рассмотрении в Госдуме), то дальше этот закон значительно изменять не хотелось бы. Остались отдельные сюжеты для следующих итераций, например, нормирование, но больших вопросов, требующих коррекции, пока не видно, любое изменение 44-ФЗ должно стать чрезвычайным событием.
Впрочем, Лавров не исключает, что вопросы, требующие значительной коррекции 44-ФЗ, в дальнейшем могут и появиться.
В свою очередь заместитель руководителя Казначейства Анна Катамадзе отметила, что не является сторонником блокировки дальнейших изменений 44-ФЗ. Уже есть моменты, требующие корректировки. В частности, уже требуется уточнять нормы по новой закупочной процедуре - "электронному магазину" (начнет применяться с 1 апреля текущего года). По словам Анны Катамадзе, "электронный магазин" - альтернатива всем остальным процедурам, которые, несмотря на все сделанные и планируемые улучшения, остаются бюрократическими.
В конце 2019 года были приняты поправки к 44-ФЗ, которые позволят госзаказчикам закупать товары на сумму до 3 млн рублей по специальной электронной процедуре. Последняя предусматривает размещение поставщиками на электронной торговой площадке предварительного предложения о поставке того или иного товара (в соответствии с конкретной позицией Каталога товаров, работ, услуг). Заказчик, в свою очередь, размещает извещение о закупке того или иного товара. При этом оператор электронной торговой площадки должен будет направить таким заказчикам соответствующие предложения поставщиков.
Стоит отметить, что ранее Минфин в качестве перспективного направления развития закупочного законодательства рассматривал возможность его кодификации.
В 2019 году руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова говорила, что речь не идет о распространении норм 44-ФЗ на все закупочные процедуры, которые действуют в других сферах. Если есть большое количество общих, одинаковых положений, то данные положения должны быть в одном месте, но с сохранением имеющихся особенностей для тех или иных направлений - например, в сфере 223-ФЗ, гособоронзаказа и т.д.
С другой стороны, в настоящее время в сообществе экспертов в сфере закупок также прорабатываются вопросы дальнейшего развития контрактной системы.
Первый заместитель исполнительного директора Ассоциации менеджеров Вадим Ковалев подчеркивал, что предложения и замечания экспертного сообщества по тематике развития контрактной системы, в том числе по озвученной Минфином повестке, планируется регулярно обсуждать и консолидировать на базе комиссии по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности Общественной палаты РФ. В дальнейшем станет возможным направлять такие предложения заинтересованным ведомствам.