Минфин предлагает российским производителям заняться включением своей продукции в Реестр российской промпродукции
Минфин предлагает российским производителям активно заняться включением своей продукции в Реестр российской промышленной продукции, который используется при квотировании госзакупок и закупок госкомпаний, заявила руководитель департамента бюджетной политики в сфере закупок Минфина Татьяна Демидова в ходе онлайн-мероприятия Торгово-промышленной палаты (ТПП) РФ.
Татьяна Демидова подчеркнула, что хочется призвать производителей более активно работать (включать информацию о своей продукции в названный реестр) по той номенклатурной позиции, которая сформирована (в рамках механизма квотирования госзакупок и закупок госкомпаний). Сам реестр - прекрасная возможность для производителей, поскольку нахождение в реестре позволяет получить соответствующие преимущества по сравнению с иностранной продукцией и тем самым иметь устойчивый спрос в определенном объеме на соответствующую продукцию. Без заинтересованности и активной позиции самих производителей работа государства (в части использования механизма квотирования) будет бесполезна.
Дело в том, что в настоящее время часть товаров, которые включены в перечень квотируемой продукции, отсутствуют в Реестре российской промышленной продукции. По словам Демидовой, в таких случаях заказчикам необходимо проверить наличие соответствующих товаров в Реестре евразийской промпродукции. При отсутствии квотируемых товаров в обоих реестрах Минфин предлагает немедленно сообщать в Минпромторг, который отвечает за ведение российского реестра.
Сами квоты были подготовлены на основе данных госинформсистемы "Промышленность" Минпромторга. То есть, по данным министерств, все включенные в перечень квотируемой продукции товары в России производятся, а отсутствие какого-то из них в реестре (например, щебня - одна из наиболее часто встречающихся жалоб заказчиков) означает, что производители не обеспечили включение в него соответствующей информации о своей продукции.
Также Демидова указала на свободу госкомпаний в части использования способов закупок при проведении закупок квотируемых товаров. У заказчика есть два механизма достижения квоты. Если не получается выполнить квоту с использованием конкурентных способов, то заказчик может использовать для этого неконкурентные способы закупки, а также закупки у единственного поставщика. Главное, чтобы соответствующие возможности были прописаны в положении о закупках компании.
Помимо этого, Татьяна Демидова рассказала, что вопрос введения ответственности за невыполнение квот будет окончательно решаться в следующем году. Соответствующие изменения в КоАП были подготовлены, но возникает вопрос об отсутствии практики. Пока непонятно, насколько эффективно или неэффективно будет работать механизм квотирования. Поэтому вводить сейчас жесткие меры ответственности - преждевременно. Вопрос все еще в проработке, и вернутся к нему в следующем году, когда будут получены первые результаты работы этого механизма.
Правительственные постановления об утверждении квот на закупку госзаказчиками 107 видов товаров (по общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности) и на закупку госкомпаниями 251 вида товаров российского производства или произведенного в странах ЕАЭС вступили в силу с января текущего года.
Этими документами утверждены перечни товаров, подпадающих под квотирование, и размер квот на 2021-2023 годы.
В перечни вошли различные виды медтехники и медицинского оборудования, промышленной продукции, продукции легкой промышленности, радиоэлектроники, и т.д.
При учете госзакупок товаров производства РФ и ЕАЭС будут учитываться только те товары, которые включены в российский и евразийский реестры промышленной продукции, реестр российской радиоэлектронной продукции, а также в Каталог товаров, работ, услуг Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС).
Поправки к законам "О контрактной системе" и "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (223-ФЗ), предусматривающие введение механизма квотирования закупок госзаказчиками и госкомпаниями российской продукции, были приняты летом прошлого года.