Menu
RSS
A+ A A-

Минфин разместил пояснительную записку к законопроекту об упрощении закупок по 44-ФЗ

Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно – Законопроект, Закон о контрактной системе) подготовлен во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации об упрощении и оптимизации контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Законопроект предусматривает комплексное совершенствование положений Закона о контрактной системе в целях обеспечения эффективности, стабильности, однообразия в толковании и применении его положений, устранения внутренних противоречий, исключения дублирования и избыточного регулирования путем определения оптимальной структуры и последовательности положений, регулирующих процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), унификации требований к таким процедурам, в том числе для обеспечения возможности автоматизации таких процедур с использованием различных информационных систем (единая информационная система в сфере закупок, региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, электронные площадки), что в свою очередь также влечет необходимость совершенствования отдельных вопросов информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок и организации электронного документооборота.

В целях повышения стабильности правового регулирования и исключения ситуаций, требующих многократного приведения подзаконных актов, принятых в реализацию Закона о контрактной системе, в соответствие с вносимыми в него изменениями, Законопроект предусматривает сокращение избыточного количества подзаконных нормативных правовых актов путем повышения уровня правового регулирования отдельных вопросов (с уровня подзаконных актов до уровня Закона о контрактной системе).

Законопроектом предусмотрено комплексное совершенствование порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), способов такого определения, осуществляемых процедур.

Предусматривается существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех наиболее распространенных и применяемых заказчиками – конкурс, аукцион, запрос котировок.

В частности, исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, которые носят избыточный характер и частично дублируют процедуру проведения открытого конкурса. При этом действующие дополнительные требования к участникам закупок при проведении конкурсов с ограниченным участием предполагается распространить на случаи проведения открытых конкурсов.

Двухэтапные конкурсы не нашли своего распространения и практически не применяются заказчиками. Так, в 2019 году размещено всего 24 извещения о проведении таких конкурсов, по итогам которых заключено лишь 11 контрактов, в связи с чем двухэтапные конкурсы предлагается исключить, в том числе для упрощения работы информационных систем путем исключения избыточного функционала и затрат на его поддержание.

Одновременно Законопроект предусматривает альтернативную возможность обсуждения заказчиком объекта закупки с потенциальными участниками закупки до размещения извещения об осуществлении закупки. В частности, вносятся дополнительные изменения в статью 46 Закона о контрактной системе в части применения запрета на проведение переговоров с участником закупки исключительно на этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с применением конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с чем заказчик получит возможность обсудить предполагаемый объект закупки и его описание с потенциальными участниками закупки на этапе планирования закупки (до размещения извещения об осуществлении закупки).

В связи с предлагаемым исключением запросов предложений, Законопроект предусматривает перечень случаев для проведения "срочных" закупок путем проведения запросов котировок без ограничения по объему и цене контракта, основанный на действующих положениях Закона о контрактной системе, устанавливающих случаи проведения запроса котировок и запросов предложений.

Так, запрос котировок и запрос предложений согласно действующим положениям (и с учетом сроков, установленных Договором о Евразийском экономическом союзе) проводятся в наиболее короткий срок и позволяют оперативно удовлетворить потребность заказчика в товаре, работе, услуге. Право провести запрос котировок в проектируемых Законопроектом случаях вводится для повышения скорости удовлетворения потребностей заказчика (подача заявок – 4 рабочих дня, рассмотрение заявок – 2 рабочих дня, заключение контракта – по 1 рабочему дню для каждой стороны для подписания контракта). При этом при проведении запросов котировок в проектируемых случаях будут применяться универсальные требования Закона о контрактной системе (применяемые при проведении всех способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)) к обеспечению качества закупаемых товаров, работ, услуг путем реализации требований, установленных к описанию объекта закупки и последующей приемке (при которой проводится проверка соответствия поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги требованиям, установленным при описании объекта закупки), что также позволило ранее применять запросы котировок, в том числе, при закупках "сложных" объектов закупок (включая объекты капитального строительства в целях проведения Олимпиады в 2014 г. в г. Сочи).

Порядок проведения конкурсов, аукционов и запросов котировок излагается единообразно и с применением единой терминологии. Примененное юридико-техническое оформление направлено на исключение ситуаций, влекущих возникновение споров в правоприменении по причине наличия в настоящее время в Законе о контрактной системе различных положений, регулирующих схожие правоотношения, при проведении различных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

В целях правовой определенности предусматривается консолидация всех требований Закона о контрактной системе к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно в проектируемой редакции статьи 24 Закона о контрактной системе.

В целях упрощения порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотрено существенное сокращение положений, устанавливающих требования к извещениям и документациям о закупках, заявкам на участие в закупках, проводимых различными способами, требования к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и их изложение в общих положениях об осуществлении закупок.

Так, устанавливаются единые требования к содержанию извещения об осуществлении закупки, документации о закупке всеми конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), срокам их размещения, представления, разъяснения их положений, внесения в них изменений, а также единые требования к составу и содержанию заявок на участие в закупках.

Кроме того, в целях упрощения при проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур предусматривается автоматизация предоставления выписки из единого государственного реестра юридических лиц путем ее представления заказчику в рамках информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой в сфере закупок (проектируемый пункт 2 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе в редакции Законопроекта) без включения участником закупки в состав его заявки.

При этом при проведении закрытого конкурса и закрытого аукциона предусматривается сохранение необходимости предоставления такой выписки в заявке, поскольку при их проведении заказчиками не используются информационные системы как в связи с работой со сведениями, составляющими государственную тайну, так и в связи с невозможностью доступа к сети "Интернет" у отдельных категорий заказчиков.

Учитывая вышеуказанное обобщение, положения о порядке проведения каждого способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) комплексно излагаются в рамках отдельной статьи по аналогии с пунктом 16 статьи 1 Федерального закона от 27 декабря 2019 г. № 449-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Кроме того, учитывая проведение открытых конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исключительно в электронной форме, Законопроект исключает необходимость дополнительного составления заказчиком документации о закупке, предусматривая включение всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки, формируемое в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок по единым формам электронных документов.

Указанное исключение документации о закупке сокращает количество формируемых заказчиками при осуществлении закупок документов, минимизирует возникновение ошибок технического характера, предусматривает автоматизацию процесса формирования извещения об осуществлении закупки.

Законопроектом вводится термин "контракт на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан".

Так, перечень товаров для нормального жизнеобеспечения граждан в части 4 статьи 95 Закона о контрактной системе является открытым. В иных положениях (часть 9 статьи 37, часть 3 статьи 832 Закона о контрактной системе) такой перечень является, напротив, закрытым, в связи с чем возникают споры в применении соответствующих положений в совокупности.

В целях установления правовой определенности по указанному вопросу и исключения дискреционных положений Законопроект сохраняет предусмотренный частью 9 статьи 37 Закона о контрактной системе закрытый перечень товаров, относимых к необходимым для нормального жизнеобеспечения граждан.

Предусматривается исключение дополнительной проверки, предусмотренной частью 82 статьи 31 Закона о контрактной системе, при проведении запроса котировок в электронной форме.

Такая проверка включена в указанную часть по причине ее проведения на этапе между подведением итогов запроса котировок и заключением контракта в связи с представлением на указанном этапе победителем запроса котировок выписки из единого государственного реестра юридических лиц, на основании которой проводится проверка соответствия такого победителя положениям пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Учитывая, что порядок проведения запроса котировок в электронной форме Законопроектом уточняется, в том числе, в части унификации представления вышеуказанной выписки путем информационного взаимодействия электронной площадки с единой информационной системой в сфере закупок на этапе рассмотрения заявок (то есть до подведения итогов), в части порядка рассмотрения поданных заявок, положения части 82 статьи 31 Закона о контрактной системе с учетом указанного уточнения утратят свою актуальность.

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства и защиты соответствующей информации вводятся новые случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при осуществлении закупок на создание, модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание и утилизацию вооружения, военной и специальной техники, закупок на проведение работ по исследованию и использованию космического пространства, на создание (в том числе разработку, изготовление и испытания) космических материалов и космических технологий, на создание (в том числе разработку, изготовление и испытания), модернизацию, поставку, ремонт, сервисное обслуживание, использование (эксплуатацию), утилизацию космической техники, а также при осуществлении закупок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики в области государственной охраны, в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями.

Введение указанных случаев обусловлено также аргументами соответствующих заказчиков об отказе участников закупок от участия в проводимых закупках в связи с риском введения санкций недружественных иностранных государств, в том числе вторичных, по причине публичного доступа к информации о закупках, об участниках закупок, принимающих участие в таких закупках, и заключенных контрактах.

При этом сохраняются предусмотренные в настоящее время случаи применения закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей, услуг по уборке помещений, водителей для обеспечения деятельности судебных приставов.

Одновременно Законопроект расширяет перечень услуг, которые могут быть объектом указанных закупок, осуществляемых с применением закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и предусматривающих оказание услуг по уборке помещений и водителей.

Указанное обусловлено тем, что действующие положения не позволяют закупить вышеуказанные услуги в комплексе с иными взаимосвязанными услугами (например, на содержание здания и прилегающей территории), что не соответствует имеющейся практике осуществления таких закупок иными заказчиками и не позволяет обеспечивать надлежащее администрирование нескольких контрактов, в том числе в части определения ответственного лица за неисполнение определенных обязательств.

Возможность комплексной закупки позволит повысить эффективность проведения единой процедуры, определив поставщика (подрядчика, исполнителя), обязанного обеспечить достижение результата такой закупки при обеспечении безопасности деятельности соответствующих должностных лиц заказчика (например, уборка не только помещения (предусмотрено действующими положениями), но и прилегающей территории, включая двор здания; транспортные услуги с предоставлением автотранспорта; перевозка грузов и багажа). 1.1. Законопроект предусматривает проведение таких закупок с использованием закрытых конкурентных способов закупок, проводимых исключительно в электронной форме, что способствует расширению возможности участия в таких закупках (которые в настоящее время проводятся с использованием бумажных носителей информации).

В целях обеспечения безопасности деятельности судей по предложению ФАС России уточнены положения о проведении закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в части возможности их применения при осуществлении любых закупок для обеспечения деятельности судей.

Применение закрытых способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предусматривает неразмещение в открытом доступе информации о потребностях, что направлено, в том числе на исключение возможности использовать такую информацию для оказания давления на судей при осуществлении ими своей деятельности, на недопущение покушения на их жизнь и здоровье (информация о маршрутах передвижения, о системах жизнеобеспечения зданий, о способах доступа в здания, о местах санаторно-курортного обслуживания). Проведение таких закупок предполагается осуществлять конкурентно и исключительно в электронной форме.

Во исполнение пункта 8 Плана-графика мероприятий по совершенствованию в 2020 году законодательства Российской федерации в сфере государственного оборонного заказа, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Ю.И. Борисовым (от 27 декабря 2019 г. № 12229п-П7), и в целях снижения нагрузки на заказчиков, применяющих закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), предусматривается увеличение срока действия решения органа, уполномоченного Правительством Российской Федерации на осуществление согласования закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с 90 до 180 дней.

Предлагаемое изменение обусловлено тем, что заказчики не всегда успевают начать проведение закупки после получения согласования ФАС России в течение 90 дней, поскольку при таких закупках используется "бумажный" документооборот с соблюдением требований законодательства о защите государственной тайны, влекущий значительные временные затраты.

Сокращаются и унифицируются сроки осуществления процедур (в том числе рассмотрения заявок, частей заявок) при проведении различных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

При этом дальнейшее сокращение сроков представляется невозможным, в том числе поскольку вступит в противоречие с требованиями Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Для исключения ситуации чрезмерно длительного периода торгов при проведении электронного аукциона сокращается период приема ценовых предложений до четырех минут (более чем в два раза), а также устанавливается предельный максимальный период торгов в случае, если подано ценовое предложение, предусматривающее снижение цены контракта либо суммы цен единиц товара, работы, услуги до половины процента начальной (максимальной) цены контракта – не более трех часов с момента поступления указанного ценового предложения.

Законопроект предусматривает унификацию порядка осуществления (до окончания срока подачи заявок) заказчиком отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя), проводимого различными способами. При этом Законопроект сохраняет действующую в настоящее время возможность заказчика отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в период после окончания срока подачи заявок и до заключения контракта с победителем закупки в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы, поскольку:
наступление таких обстоятельств может повлечь отсутствие необходимости в осуществлении закупки и, соответственно, в заключении контракта;
отсутствие указанной возможности при возникновении таких обстоятельств может повлечь затраты средств бюджетов бюджетной системы в отсутствие соответствующей необходимости, что в свою очередь не соответствует принципу эффективности использования бюджетных средств.

В частности, указанная возможность отмены применялась заказчиками в 2020 г. в период установления Президентом Российской Федерации нерабочих дней в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, поскольку у заказчиков существенно изменилась потребность в закупаемых товарах, работах, услугах, а у поставщиков изменилась возможность принимать участие в соответствующих закупках.

В связи с проектируемыми изменениями в порядок проведения процедур закупок различными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Законопроект также предусматривает совершенствование порядка предоставления обеспечения заявок на участие в закупках, в том числе в части унификации установленных в настоящее время требований к действиям оператора электронной площадки по направлению соответствующей информации в банк в целях выполнения операций по банковскому счету участника закупки, на который таким участником закупки внесена денежная сумма для обеспечения заявок на участие в закупке.

Законопроект предусматривает сохранение действующей возможности обеспечения поданной заявки на участие в закупке в форме денежных средств, находящихся на банковском счете участника закупки и принадлежащих такому участнику закупки, в отношении которых с момента подачи заявки на участие в закупке и до момента заключения контракта (либо до иного момента, определенного Законом о контрактной системе, если участник закупки не признан ее победителем) с учетом положений пункта 1 статьи 858 Гражданского кодекса Российской Федерации банком осуществляется блокирование (замораживание). Указанное обеспечение обеспечивает предусмотренное Законом о контрактной системе обязательство участника закупки, признанного победителем, заключить контракт с заказчиком. При этом в случае:
заключения участником закупки, признанным победителем закупки, контракта с заказчиком, банк прекращает блокирование в отношении таких ранее заблокированных денежных средств;
уклонения участника закупки, признанного победителем закупки, от заключения контракта с заказчиком, в отношении таких ранее заблокированных денежных средств банком с учетом положений пункта 1 статьи 848 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществляется предусмотренная Законом о контрактной системе операция по их перечислению на счет заказчика или в соответствующий бюджет в зависимости от категории заказчика.

Применяемый в настоящее время вышеуказанный механизм внедрен, в том числе, в целях учета интересов участников закупок, в первую очередь являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, поскольку:
не предусматривает (в отличие от иных видов счетов) лишения участника закупки прав на денежные средства, находящиеся на банковском счете, до момента наступления негативных последствий в связи с уклонением от заключения контракта (предусматривая при этом с учетом положений пункта 1 статьи 858 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительно временное ограничение распоряжения счетом путем блокирования соответствующей суммы денежных средств в размере обеспечения заявки до момента такого уклонения);
позволяет использовать для указанных целей любой имеющийся банковский счет участника закупки, в отношении которого участник закупки заключил с банком дополнительное соглашение с учетом требований пункта 5 Требований к договору специального счета и порядку использования имеющегося у участника закупки банковского счета в качестве специального счета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2018 г. № 626;
не вводит дополнительных ограничений на зачисление и списание иных денежных средств на банковский счет участника закупки, тем самым допуская использование одного и того же счета как для ведения обычной хозяйственной деятельности, так и предоставления обеспечения заявки на участие в закупке, что существенно упрощает доступ к закупкам в первую очередь субъектам малого и среднего предпринимательства.

Одновременно указанный механизм учитывает интересы заказчика, обеспечивая необходимость заключения участником закупки, признанным победителем закупки, заключить контракт с заказчиком, поскольку в случае уклонения от заключения контракта денежная сумма, заблокированная на банковском счете участника закупки в момент подачи заявки на участие в закупке, будет перечислена заказчику.

При этом участник закупки, уклонившийся от заключения контракта, с учетом действующих положений пункта 7 статьи 859 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзаца пятого пункта 1.3, абзаца четвертого пункта 8.5 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. № 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" ограничен в возможности закрыть банковский счет для воспрепятствования перечислению такой денежной суммы заказчику.

Совершенствуются также иные положения о предоставлении обеспечения заявок на участие в конкурентных способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):
устанавливается обеспечение заявок также при проведении запросов котировок в электронной форме, учитывая повышение предельного размера начальной (максимальной) цены контракта при их проведении с 500 тыс. рублей до 3 млн рублей;
положения подзаконного акта о предельном размере начальной (максимальной) цены контракта, при котором заказчик вправе не устанавливать обеспечение заявок, включаются непосредственно в Закон о контрактной системе, соответствующий подзаконный акт предполагается исключить;
в целях ускорения осуществляемых процедур сокращается срок информационного взаимодействия между банками и операторами электронных площадок до одного часа, что в том числе позволит начать торги при проведении электронного аукциона во всех случаях через два часа (вместо четырех часов в настоящее время при осуществлении отдельных закупок в сфере строительства);
предусматривается положение о блокировании банком (путем информационного взаимодействия с оператором электронной площадки) денежных средств в качестве обеспечения заявки на банковском счете участника закупки при подаче заявки на участие в электронной процедуре (а не после окончания срока подачи заявок на участие в закупке), что позволит участнику закупки, в случае недостаточности средств на таком счете, успеть пополнить счет до окончания срока подачи заявок на участие в закупке и вновь подать заявку на участие в закупке;
устанавливаются основания для отклонения заказчиком заявки на участие в закупке в случае представления участником закупки в качестве обеспечения такой заявки банковской гарантии, не соответствующей установленным требованиям.

В целях учета различных особенностей, возникающих при предоставлении обеспечения заявок на участие в закупках участниками закупок, являющихся иностранными лицами, Законопроект предусматривает соответствующее полномочие Правительства Российской Федерации на установление особенностей порядка такого предоставления.

Принимая во внимание аргументы ФАС России о возможных случаях раскрытия операторами электронных площадок информации об участниках электронного аукциона до момента его начала (в связи с наличием временного периода для проведения этапа рассмотрения первых частей заявок на участие в закупке перед проведением процедуры подачи ценовых предложений), влекущих возникновение сговоров на торгах, а также недостаточности действующих положений для пресечения такого раскрытия, в том числе информационной системы, предусмотренной частью 13 статьи 4 Закона о контрактной системы, процедура проведения электронного аукциона Законопроектом изменяется в части подачи ценовых предложений участниками закупки до рассмотрения заявок таких участников закупки на предмет соответствия требованиям, установленным заказчиком в отношении закупаемого товара, работы, услуги.

Унифицируются случаи признания способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) несостоявшимися, а также последствия такого признания.

В целях ускорения осуществления закупок исключается необходимость обязательного продления срока подачи заявок, а также проведения дополнительной процедуры (запроса предложений) в случае отсутствия заявок на участие в закупке.

Предусматривается оптимизация порядка проведения совместных конкурсов и аукционов.

Проведение совместных конкурсов и аукционов является одним из действующих в настоящее время механизмов, который позволяет определить по результатам конкурентного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) единого поставщика (подрядчика, исполнителя) однородных товаров (работ, услуг) для нужд нескольких заказчиков.

Такая процедура позволяет минимизировать транзакционные издержки заказчиков (предусмотренные законом действия с момента размещения извещения и до подведения итогов осуществляются одним из заказчиков, определенным по соглашению между всеми заказчиками, участвующими в такой закупке) и получить экономию за счет предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) "оптовой скидки".

Законопроект в целях расширения возможностей проведения совместных конкурсов и аукционов предусматривает дополнительную возможность их проведения одновременно несколькими уполномоченными органами, в том числе различных субъектов Российской Федерации, что позволит осуществлять совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.

Учитывая устоявшийся к настоящему времени порядок проведения совместных конкурсов и аукционов, в целях уменьшения административной нагрузки на заказчиков предусматривается исключение подзаконного акта, устанавливающего порядок их проведения, и установление исчерпывающих требований к такому порядку непосредственно в Законе о контрактной системе.

При этом предполагается сохранение положений Закона о контрактной системе, а также порядка, установленного в соответствии с частью 8 статьи 25 Закона о контрактной системе, в части самостоятельного определения и обоснования начальной цены контракта каждым заказчиком, поскольку указанный вопрос зависит от индивидуальных факторов (например, место поставки), влияющих на начальную цену контракта каждого заказчика.

Положения о централизованных закупках уточнены в части возможности их проведения также в отношении бюджетных учреждений и унитарных предприятий, являющихся заказчиками в соответствии с Законом о контрактной системе.

Законопроект уточняет положения о порядке участия в закупках учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках, а также организаций инвалидов, в частности:
в целях уменьшения административной нагрузки на заказчиков предусматривается исключение подзаконных актов, устанавливающих порядки предоставления преимуществ таким учреждениям, предприятиям, организациям при их участии в закупках, и установление исчерпывающих требований к таким порядкам в Законе о контрактной системе;
в целях обеспечения возможности участия таких учреждений, предприятий и организаций в закупках в Законе о контрактной системе устанавливается запрет на смешивание заказчиками в одной закупке товаров, работ, услуг, включенных в перечень товаров, работ, услуг, при осуществлении закупок которых предоставляются преимущества таким учреждениям, предприятиям и организациям, и не включенных в такой перечень.

Пересматриваются положения о количестве участников закупки, с которыми осуществляется заключение контракта по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (в настоящее время контракт может быть заключен либо с победителем, либо при уклонении такого победителя от заключения контракта с участником, заявке которого присвоен второй номер).

С учетом поручения, содержащегося в пункте 4 раздела II протокола заедания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 15 апреля 2019 № 5, при проведении электронных процедур устанавливается, что, в случае уклонения участника закупки от заключения контракта, заказчик направляет контракт для заключения участнику закупки, заявке которого присвоен следующий порядковый номер (каждому следующему участнику до заключения контракта). При этом в целях учета ситуации, при которой участник закупки не станет ожидать заключения контракта, Законопроект предусматривает право участника закупки (за исключением первых трех участников закупок) отозвать свою заявку (пункт 2 части 9 статьи 43 Закона о контрактной системе в редакции Законопроекта) до направления ему проекта контракта.

Предлагаемый подход существенно увеличивает возможности заказчика заключить контракт со следующим участником закупки, принявшим участие в закупке, без повторного осуществления такой закупки.

Законопроект предусматривает уточнение случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в частности:
исключена возможность осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, соответствующие полномочия которого устанавливаются законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанное изменение обусловлено позицией ФАС России о случаях принятия законодательных актов субъектами Российской Федерации, предусматривающих необоснованное расширение случаев закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в условиях отсутствия оснований для наделения конкретного единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) соответствующими исключительными полномочиями;
пункт 8 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе уточнен положениями, предусматривающими возможность заключения контракта на оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, газоснабжению вне зависимости от наличия установленного тарифа;
положения пункта 23 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системы уточнены в части возможности его распространения на случай проведения работ по сохранению объектов культурного наследия.

Пункт 30 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системы в целях упрощения его реализации предлагается существенно упростить, изложив по аналогии с пунктом 37 приложения № 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок, являющегося приложением № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе.

Действующие положения предусматривают громоздкую процедуру издания акта Правительства Российской Федерации по каждому случаю определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по каждому соответствующему предложению, поступившему в Правительство Российской Федерации, что также влечет дополнительные затраты времени.

Законопроектом предлагается предусмотреть ведение Правительством Российской Федерации перечня товаров, работ, услуг, в отношении которых допускается заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) без дополнительного издания акта Правительства Российской Федерации. Предусматривается также внесение соответствующих изменений в часть 10 статьи 57 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

Закон о контрактной системе дополняется новыми случаями, устанавливающими право заказчика заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении закупки:
материальных ценностей, выпускаемых из государственного материального резерва (соответствующее основание предусмотрено пунктом 26 приложения № 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок, являющегося приложением № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе);
здания, строения, сооружения, нежилого помещения, земельного участка по результатам торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с земельным законодательством, законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". Проведение конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рассматриваемых случаях не требуется, поскольку реализация соответствующих товаров, объектов осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации путем проведения торгов (соответствующее основание предусмотрено пунктом 50 приложения № 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок, являющегося приложением № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе);
дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями Российской Федерации, торговыми представительствами Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (соответствующее основание предусмотрено пунктом 44 приложения № 3 к Протоколу о порядке регулирования закупок, являющегося приложением № 25 к Договору о Евразийском экономическом союзе);
на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного решением высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанное положение включено в Законопроект по предложению ФАС России на основании поручений, содержащихся в пункте 4 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 24 апреля 2020 г. № АБ-П13-72пр, а также в пункте 8 Протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 21 апреля 2020 г. № МХ-П16-51пр.

По предложению Казначейства России уточнены положения части 4 статьи 93 Закона о контрактной системе в части установления обязанности определения в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), во всех случаях закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом составление обоснования такой цены потребуется лишь в отдельных случаях.

Законопроект предусматривает гармонизацию положений Закона о контрактной системе с Федеральным законом от 04.06.2018 № 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств" в части установления соответствующих оснований для отклонения заявок.

Во исполнение поручений, содержащихся в пункте 2 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 24 апреля 2020 г. № АБ-П13-72пр, а также в пункте 7.3 Протокола совещания у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 21 апреля 2020 г. № МХ-П16-51пр, в связи с изменениями требований к обеспечению исполнения контракта, внесенных Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. № 124-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе дополнена требованием к минимальному размеру (не менее 10 процентов от начальной (максимальной) цены контракта) обеспечения исполнения контракта.

Законопроект дополнен положениями, в том числе по предложению Казначейства России, направленными на совершенствование информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок и организацию документооборота в контрактной системе в сфере закупок, в частности:
уточнены положения о порядке размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок и ее на официальном сайте (в том числе в отношении реестра контрактов, заключенных заказчиками по результатам проведения закрытых электронных процедур и иных случаев, устанавливаемых Правительством Российской Федерации для обеспечения конфиденциальности информации об осуществлении закупок), а также положения о доступе Казначейства России к таким информации и документам;
включены положения о порядке доступа органов и организаций к информации, не размещенной на вышеуказанном официальном сайте;
установлен порядок прекращения доступа к содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок информации, которая может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну;
уточнены положения об информационном взаимодействии единой информационной системе в сфере закупок с региональным и муниципальным информационным системам в сфере закупок в части подписания передаваемых информации и документов;
установлены положения о возможности доступа к информации, содержащейся в информационной системе, предусмотренной частью 13 статьи 4 Закона о контрактной системе, исключительно ФАС России;
в часть 53 статьи 112 Закона о контрактной системе включены положения о поэтапном вводе в эксплуатацию информационной системы, предусмотренной частью 13 статьи 4 Закона о контрактной системе, на основании сроков, представленных Казначейством России;
положения статей 5 и 241 Закона о контрактной системе гармонизированы и обобщены в рамках статьи 5 Закона о контрактной системе в редакции Законопроекта;
предусматривается исключение подзаконного акта и установление непосредственно в Законе о контрактной системе исчерпывающих требований к порядку формирования и размещения в единой информационной системе в сфере закупок, на электронной площадке, на специализированной электронной площадке информации и документов, предусмотренных Законом о контрактной системе.

Положения Законопроекта об уточнении порядка размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, а также доступа к таким информации и документам направлены на:
обеспечение конфиденциальности информации об участниках закупок и исключение из публичного доступа информации об их наименовании в целях исключения возможности прослеживания цепочек сделок между конкретными заказчиками и конкретными участниками закупок с использованием общедоступной информации для последующего введения иностранных санкций недружественными государствами, в том числе "вторичных" (в случае заключения сделок с лицами, в отношении которых ранее введены санкции). При этом такая информация будет сохранена в "закрытой" части единой информационной системы в сфере закупок для использования исключительно сторонами по заключаемому контракту и органами аудита и контроля;
регламентацию порядка предоставления информации о закупках, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок, но не подлежащей при этом размещению на ее официальном сайте;
установление положения об отсутствии необходимости предоставления участниками закупок согласия на обработку персональных данных для участия в закупках.

Вопрос предоставления информации о закупках, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок, но не подлежащей при этом размещению на ее официальном сайте, в настоящее время не урегулирован, в связи с чем возникает правовая неопределенность по вопросу о возможности предоставления с учетом положений статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" такой информации любым обратившимся лицам.

Законопроект предусматривает ограничение круга лиц, имеющих право на получение такой информации, путем определения в Законе о контрактной системе соответствующего перечня лиц и установления обязательного условия о необходимости наличия у таких лиц полномочий на получение информации, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается специальное положение об отсутствии необходимости представления участниками закупок согласия на обработку персональных данных для участия в закупках в целях однозначного урегулирования рассматриваемой ситуации.

Так, в настоящее время Законом о контрактной системе предоставление такого согласие участниками закупок не предусмотрено. Проектируемое положение направлено на сохранение текущей ситуации, при которой согласие не предоставляется, в связи с:
возникновением споров в применении положений различного законодательства Российской Федерации и в целях гармонизации Закона о контрактной системе с Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", допускающим возможность обрабатывать персональные данные, если такая обработка необходима для целей, предусмотренных законом, для выполнения возложенных законодательством на оператора функций, полномочий и обязанностей, без предоставления соответствующего согласия (пункт 2 части 1 статьи 6 указанного закона);
невозможностью реализации при осуществлении закупки положений Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ "О персональных данных", допускающих отзыв ранее предоставленного согласия на обработку персональных данных, поскольку такой отзыв повлечет срыв закупки.

Положения Законопроекта о предоставлении доступа к информации, содержащейся в информационной системе, предусмотренной частью 13 статьи 4 Закона о контрактной системе, обусловлены следующим.

Указанная информационная система создана в целях фиксации, в том числе видеофиксации, действий участников контрактной системы на электронных площадках, в единой информационной системе в целях обеспечения прослеживаемости и подтверждения факта совершения таких действий.

Учитывая, что федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок наделен исключительными полномочиями на осуществление контроля отношении операторов электронных площадок (часть 4 статьи 99 Закона о контрактной системе), законопроект предусматривает возможность предоставления информации из вышеуказанной информационной системы исключительно такому органу для проведения соответствующих контрольных мероприятий.

При этом предоставление доступа к такой информации иным лицам, в том числе иным (помимо федерального) контрольным органам в сфере закупок, с учетом вышеизложенного не требуется, поскольку такое предоставление не связано с реализацией действующих полномочий таких иных контрольных органов в сфере закупок, а также может привести к распространению информации, в отношении которой в соответствии с Законом о контрактной системе обеспечивается конфиденциальность – в части информации, содержащейся в заявке с момента ее подачи участником закупки и до момента ее (либо части заявки) направления заказчику.

Положения о планировании закупок уточнены в части предусмотренных пунктом 3 части 3 статьи 16 Закона о контрактной системе полномочий Правительства Российской Федерации в связи с переводом закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронную форму и необходимостью регулирования порядка размещения информации о таких закупках на официальном сайте.

Кроме того, учитывая различный состав информации, включаемой в план-график закупок и извещение об осуществлении закупки, положения части 10 статьи 16 Закона о контрактной системе уточнены в целях исключения возникновения споров в применении указанной части.

В целях повышения стабильности правового регулирования Законопроект предусматривает повышение уровня регулирования вопросов проведения общественного обсуждения закупок.

Законопроект предусматривает упрощение порядка общественного обсуждения с учетом результатов анализа, проведенного во исполнение подпункта "е" пункта 15 Плана противодействия коррупции на 2018-2020 г., утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. № 378, а также иных новаций Законопроекта, предусматривающих перевод закупок в электронную форму.

Так, по результатам указанного анализа установлено, что:
на 343 процедурах (87%) в 2018 г. и на 191 процедуре (83%) в 2017 г. не присутствовало ни одного участника обсуждений;
на 42 процедуре в 2018 г. и на 31 процедуре в 2017 г. в обсуждении участвовали исключительно участники закупок;
в большинстве случаев предметом поступающих предложений участников общественных обсуждений становилось уточнение информации об объекте закупки и положений документации о закупке, сроков осуществления закупки, то есть в отношении вопросов, которые по существу образуют предмет предусмотренных Законом о контрактной системе запросов о разъяснении положений извещения и документации о закупке.

С учетом того, что участие в общественном обсуждении не влечет правовых последствий для заказчика, указанный механизм не нашел широкого распространения. При этом наиболее востребованным способом для учета заказчиками имеющихся замечаний является направление электронных запросов разъяснений, в отношении которых заказчик обеспечивает обязательное предоставление соответствующих разъяснений, а также путем направления в соответствии со статьей 105 Закона о контрактной системе жалоб, а также запросов и обращений в рамках механизмов общественного контроля, предусмотренных статьей 102 Закона о контрактной системе.

Проектируемые изменения не влекут ущемления прав и законных интересов граждан и не ограничивают в возможности участия в иных общественных обсуждениях и публичных слушаниях, проведение которых предусмотрено соответствующим законодательством Российской Федерации.

Законопроект во исполнение решений подгруппы "Закупки и мониторинг финансов" межведомственной рабочей группы при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, а также указанной межведомственной рабочей группы (протокол заседания от 18 октября 2019 г. № 4), раздела VII Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р) предусматривает введение "универсальной стоимостной предквалификации", устанавливающей возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн рублей только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе независимо от предмета закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта.

Реализация предлагаемых изменений направлена на определение заказчиками поставщиков (подрядчиков, исполнителей), обладающих квалификацией, выражающейся в опыте участия в государственных и муниципальных закупках, и исключение участия в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок. Законопроект дополнен предложением ФАС России о возможности учета в составе указанной "универсальной стоимостной предквалификации" опыта исполнения договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее – Закон о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц) (то есть, помимо контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе).

С учетом указанной цели введения новации и во избежание необоснованного ограниченного конкуренции предлагается шаг "1 к 5", то есть предусматривает возможность участия в закупках, например, при начальной (максимальной) цене контракта свыше 100 млн. рублей при успешном опыте исполнения контракта на 20 млн. рублей, свыше 500 млн. рублей – на 100 млн. рублей.

Следует отметить, что сохраняются положения части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусматривающие возможность Правительства Российской Федерации в отношении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг установить требования к наличию у участника закупки опыта исполнения контракта, сопоставимого с объектом проводимой закупки ("специальная предквалификация").

Законопроект предусматривает применение вводимой "универсальной стоимостной предквалификации" исключительно в случаях, при которых не установлена "специальная предквалификация".

В случае принятия Правительством Российской Федерации решения о введении в отношении отдельного вида товара, работы, услуги "специальной предквалификации" – при закупках такого вида товара, работы, услуги не подлежит применению "универсальная стоимостная предквалификация" и будет применяться соответствующая "специальная предквалификация", предусматривающая наличие у участников закупки сопоставимого опыта.

Таким образом, предлагаемая конструкция позволяет обеспечить возможность гибкого регулирования в зависимости от объекта закупки:
если объект закупки носит "сложный" и специальный характер, например, строительство, в отношении него устанавливается "специальная предквалификация", предусматривающая допуск к участию в закупке исключительно лиц, обладающих сопоставимым опытом;
в отношении иных объектов закупок при начальной (максимальной) цене свыше 20 млн. рублей (при отсутствии установленной в отношении таких объектов закупок "специальной предквалификации") применяется "универсальная стоимостная квалификация", обеспечивающая участие в закупке участников закупок, обладающим опытом работы, в том числе с учетом особенностей более жесткого регулирования правоотношений, установленных Законом о контрактной системе, что также способствует исключению участия в закупках недобросовестных участников и фирм-однодневок.

Законопроект по предложению ФАС России дополнен положениями о введении рейтинга деловой репутации участников закупки с установлением порядка его формирования и применения актом Правительства Российской Федерации.

В частности, таким актом предстоит определить порядок формирования такого рейтинга на основе информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок, а также определить порядок, цели и способы его применения, в том числе участниками закупок и заказчиками при проведении процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Упрощены требования к порядку создания и осуществления деятельности комиссии заказчика по осуществлению закупок. Так, снижены требования к минимальному числу членов такой комиссии, а также установлены положения, допускающие возможность дистанционного участия членов комиссии в ее заседаниях с использованием систем аудиосвязи и видеосвязи.

Положения статьи 46 Закона о контрактной системе, устанавливающей запрет на проведение переговоров с участником закупки, уточнены в части их распространения исключительно на конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Законопроект содержит положения, направленные на учет особенностей заключения и исполнения контрактов жизненного цикла, в части:
положений о возможности осуществления закупки как путем проведения электронного аукциона, так и конкурса в электронной форме в связи с различным составом элементов, составляющих объект закупки, по результатам проведения которой заключается контракт жизненного цикла;
необходимости выделения (по аналогии с положениями части 61 статьи 112 Закона о контрактной системе) в контракте стоимости поставки товара или выполнения работы, а также стоимости последующего обслуживания, эксплуатации (при наличии) в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара;
предоставления обеспечения исполнения контракта в отношении обязательств по поставке товара или выполнения работы раздельно от обязательств по последующему обслуживанию, эксплуатации (при наличии) в течение срока службы, ремонта и (или) утилизации поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта капитального строительства или товара, принимая во внимание наличие существенного временного разрыва между сроками исполнения указанных обязательств и их различной стоимостью, подлежащей выделению в контракте;
установления особенностей исчисления размера обеспечения исполнения контракта и в зависимости от вышеуказанной стоимости, выделенной в контракте;
распространения положений проектируемого пункта 13, пунктов 8 и 9, а также проектируемого пункта 11 части 1, проектируемой части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, устанавливающих случаи изменения существенных условий заключенного контракта, на контракт жизненного цикла, если такой контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства.

Законопроект предусматривает совершенствование предоставления независимых гарантий в качестве обеспечения заявок на участие в закупках, обеспечение исполнения контракта, гарантийных обязательств:
вводится возможность предоставления банковских гарантий, выданных государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ", а также во исполнение поручения, содержащегося в пункте 5 Протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 27 апреля 2020 г. № АБ-П13-70пр, региональными гарантийными организациями, предусмотренными Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", в связи с чем термин "банковская гарантия" по тексту Закона о контрактной системе заменен термином "независимая гарантия";
уточнены положения, обеспечивающие возможность заказчику воспользоваться своим правом на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта;
положения части 7 статьи 45 Закона о контрактной системе гармонизированы с иными положениями Закона о контрактной системе в части информирования участника закупки о причинах несоответствия независимой гарантии установленным требованиям путем указания таких причин непосредственно в протоколах, составляемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

Законопроект предусматривает совершенствование порядка исполнения контракта, в частности:
вводится определение понятия этапа исполнения контракта;
в целях гармонизации положений Закона о контрактной системе с бюджетным законодательством Российской Федерации, учитывая, что оплата контракта является исполнением бюджета по расходам, пункт 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе дополняется положением об осуществлении оплаты по контракту непосредственно поставщику (подрядчику, исполнителю);
часть 7 статьи 94 Закона о контрактной системе дополнена положениями об учете результатов экспертизы не только приемочной комиссией, но и заказчиком (в случае отсутствия приемочной комиссии);
предусматривается формирование и подписание документа о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок;
предусматривается перевод документооборота при применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта в электронную форму с использованием единой информационной системы;
случаи изменения существенных условий контракта, предусмотренные подпунктами "а" – "в" пункта 1, пунктом 7 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, уточнены в части их применения заказчиками вне зависимости от включения информации о возможности применения таких случаев в документацию о закупке, контракт;
часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе дополняется новым случаем изменения существенных условий контрактов, предусмотренных частями 16 и 161 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае если сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, определенная по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, превышает цену такого контракта. При этом такое изменение допускается по решению, принимаемому в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 8 указанной части, и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению цены контракта более чем на тридцать процентов;
одновременно статья 95 Закона о контрактной системе дополняется новым случаем изменения существенных условий контрактов, предусмотренных частями 16 и 161 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае если цена таких контрактов превышает сметную стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, определенную по результатам проверки на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. Так, устанавливается требование к обязательному снижению цены таких контрактов;
вводятся положения, регулирующие порядок предоставления обеспечения исполнения контракта в случае изменения условий заключенного контракта. Указанные положения основаны на положениях части 65 статьи 112 Закона о контрактной системе;
расторжение контрактов, заключенных по результатам проведения электронных процедур, предлагается осуществлять с использованием электронного документооборота в единой информационной системе в сфере закупок, что позволит существенно сократить срок такой процедуры и обеспечить фиксацию поступления одной стороне контракта решения о его расторжении, принятого другой стороной контракта;
по предложению ФАС России установлено право поставщика (подрядчика, исполнителя) обжаловать решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в ФАС России без необходимости последующего обязательного учета заказчиком решения, принятого ФАС России по итогам рассмотрения такой жалобы. В целях реализации указанной процедуры срок, предусмотренный частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе для вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, увеличен с десяти до пятнадцати дней.

Законопроектом предусмотрено совершенствование контроля в сфере закупок, процедуры обжалования в сфере закупок:
состав субъектов контроля расширен банками, государственной корпорацией "ВЭБ.РФ", региональными гарантийными организациями при осуществлении ими действий, предусмотренных Законом о контрактной системе;
в целях систематизации проводимых в соответствии с Законом о контрактной системе контрольных мероприятий часть 15 статьи 99 Закона о контрактной системе дополнена основанием для проведения внеплановой проверки при получении обращения о включении информации об участнике закупке, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

устанавливается электронная форма подачи жалобы в орган контроля в сфере закупок с использованием единой информационной системы в сфере закупок;
предусмотрено требование о соответствии участника закупки, обжалующего положения документации о закупке до окончания срока подачи заявок, вышеизложенному требованию об "универсальной стоимостной предквалификации". Так, в случае обжалования закупки с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 20 млн рублей участник закупки обязан иметь опыт хотя бы одного исполненного контракта (договора), заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Законом о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, независимо от предмета такого контракта, не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта по закупке, на которую подается жалоба в контрольный орган в сфере закупок.

Реализация данного положения Законопроекта исключит злоупотребления правом на обжалование закупок. При этом из Законопроекта по предложению ФАС России исключен запрет одному участнику закупки обжаловать результаты рассмотрения заявки другого участника закупки.

Документооборот между заказчиком и ФАС России при рассмотрении вопроса о включении информации в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) переводится в электронную форму с использованием единой информационной системы в сфере закупок, уточняются требования к составу информации, размещаемой в таком реестре.

Разработка Законопроекта обеспечена Минфином России во исполнение:
перечня поручений Президента Российской Федерации, направленных на повышение эффективности управления контрактной системой и контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд от 17 декабря 2018 г. № Пр-2417, пункта 4 раздела II протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 15 апреля 2019 г. № 5, пункта 8.1 раздела I протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 2 июля 2019 г. № 8;
рекомендаций Парламентских слушаний "Вопросы совершенствования законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (24 октября 2019 г., В.И. Матвиенко), рекомендаций "круглого стола" на тему "Оптимизация процедур государственных и муниципальных закупок: актуальные законодательные новации" (11 марта 2020 г., Н.А. Журавлев);
пункта 1 раздела XIII протокола заседания Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2020 г. № 5, пункта 3 перечня поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам встречи с членами Совета палаты Совета Федерации 28 февраля 2020 г. от 11 марта 2020 г. № ММ-П14-1684, пункта 4.4 Плана дополнительных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, одобренного на заседании Правительства Российской Федерации 16 апреля 2020 г. (протокол № 13, раздел I), пункта 4 протокола совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.Р. Белоусова от 24 апреля 2020 г. № АБ-П13-72пр, пункта 8 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации М.Ш. Хуснуллина от 21 апреля 2020 г. № МХ-П16-51пр, а также поручений Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2019 г. № СА-П13-814, от 5 августа 2019 г. № ДМ-П9-6702р, от 21 августа 2019 г. № СА-П13-7171, от 5 ноября 2019 г. № ВМ-П9-9537, от 16 апреля 2020 г. № АБ-П13-3526кв, от 23 апреля 2020 г. № АБ-П13-4271, от 27 апреля 2020 г. № АБ-П13-70пр;
положений раздела VII Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. № 117-р.

Особый порядок вступления в силу Законопроекта и наличие соответствующих переходных положений обусловлены графиком доработки единой информационной системы в сфере закупок, представленным Казначейством России.

В Законопроекте отсутствуют положения об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, в связи с чем отсутствует информация о соответствующем виде государственного контроля (надзора), о виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.

Реализация Законопроекта не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета, не повлечет социально-экономические, финансовые и иные последствия, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.

Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не окажет влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.

Наверх

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12