Минфин разошелся с экспертами в закупках
Минфин рассчитывает на принятие масштабной правки закона о госзакупках уже в первой половине этого года. После бесчисленных согласований этот проект, призванный упростить и ускорить закупки, спустя полтора года наконец добрался до Госдумы. Однако экспертное сообщество упрекает Минфин в бесполезности предлагаемых новаций для решения базовых проблем госзаказа — слабой конкуренции и низкой эффективности. В ведомстве считают такую критику "немотивированной", но от "обоснованных" поправок при этом все же не отказываются.
Подготовленные Минфином поправки к закону о контрактной системе (ФЗ-44), призванные упростить и ускорить госзакупки, могут быть приняты уже в первом полугодии 2021 года, сообщила вчера глава профильного департамента ведомства Татьяна Демидова. Напомним, что так называемый оптимизационный законопроект готовился к принятию еще осенью 2019 года. Из-за дополнительных поручений он был готов лишь в начале 2020-го, согласования же продолжались вплоть до декабря. В результате проект, как обращают внимание в Минфине, прошел "беспрецедентное число согласований" (40 органов и организаций) и поступил в Госдуму в январе 2021 года.
Как напомнил вчера идеолог реформы замминистра финансов Алексей Лавров, проект предполагает введение электронного документооборота и сокращение процедур.
Поправки де-факто являются "регуляторной гильотиной" для госзаказа: исключаются дублирующие и избыточные положения, создававшие трудности для участников закупок. Электронный документооборот вводится на всем жизненном цикле закупок, также сокращается число способов конкурентных закупок с 11 до 3 (аукцион, конкурс, запрос котировок). Ожидается, что все это будет способствовать реализации нацпроектов и росту эффективности бюджетных расходов.
Эксперты в области госзакупок, впрочем, предупреждают, что проект не решает базовых проблем госзаказа: слабой конкуренции и низкой эффективности закупок — и более того, усугубляет их. Замглавы Института государственного и муниципального управления ВШЭ Константин Головщинский указывает на риски усиления "аукционного крена" с приоритетом ценового критерия (зачастую в ущерб качеству), который вытесняет с рынка добросовестных поставщиков из-за рисков демпинга. Расширение практики применения аукционов провоцирует рост неконкурентного сектора (в 85% случаев такие торги признаются несостоявшимися из-за подачи лишь одной заявки).
Руководитель профильного направления ЦСР Ольга Анчишкина заявила, что предлог отказа от части конкурентных способов - надуманный. Цифровизация, перевод процедур закупок в электронную форму позволяют обеспечить заказчиков алгоритмами решения самых разнообразных закупочных задач. Сокращение же способов закупок не позволит учитывать отраслевые особенности — что важно, например, при закупках сложных объектов или социально чувствительных услуг, говорят эксперты.
В Минфине не разделяют мнение о том, что способ закупки оказывает решающее влияние на качественный результат. При всех способах применяются универсальные правила: заказчик устанавливает требования к качеству, а потом контролирует их соблюдение при приемке. Ключевым барьером там называют сложные для участников процедуры, при которых заявки из-за ошибок отклоняются, а закупки признаются несостоявшимися. Представитель ведомства добавил, что задача состоит в том, чтобы за счет автоматизации сделать закупочный процесс удобным для его участников: сократить риски отклонений из-за неправильно заполненных заявок и срыва закупки из-за неверно выбранного способа В перспективе это и должно привлечь новые компании к госзаказу. В Минфине отмечают, что перевод закупок в электронный вид уже позволил добиться роста конкуренции: число заявок на одну закупку выросло с 2,91 в 2018 году до 3,08 и 3,24 в 2019 и 2020 годах.
Закупки же "сложных" объектов по-прежнему можно будет проводить в рамках конкурса, отмечают в ведомстве.
Татьяна Демидова заметила, что ко второму чтению возможны изменения, потому что есть еще предложения, можно еще что-то подправить. Однако концептуальных изменений, видимо, ожидать не стоит.