Продолжается рост объемов госзакупок лекарств по неконкурентным процедурам
В этом году продолжился рост госзакупок лекарств по неконкурентным процедурам — с участием одного заявителя или вовсе без тендера. Так за три квартала власти приобрели препараты более чем на 560 млрд руб., экономия не превысила 3,4%. На аукционах с участием четырех и более компаний среднее снижение цены достигало 30%. Участники рынка уверены, что прямые переговоры с производителями в такой ситуации выгоднее формальных тендерных процедур.
Исследование Headway Company содержит информацию, что в январе-сентябре 72% аукционов по госзакупкам лекарств прошли с участием одной компании. Таким способом приобретено препаратов на 488,5 млрд руб.
Так, за тот же период 2020 года на долю таких тендеров пришлось 74% всех закупок, или 411 млрд руб.
Гендиректор компании "Ирвин" (входит в тройку поставщиков лекарств по госконтрактам) Михаил Степанов пояснил, что некоторые аукционы не интересны ряду компаний из-за низкой стартовой цены, не покрывающей логистические издержки. В "Р-Фарм" и "Фармстандарте" (доля каждой из них в госзакупках превышает 12%) от комментариев воздержались.
За три квартала этого года по такой схеме приобретено лекарств на 77,6 млрд руб., что на 34% больше год к году. В январе—сентябре 2020 года эта сумма составила 50,68 млрд руб., рост год к году достиг 42%. Таким образом, по двум неконкурентным процедурам было приобретено продукции на 566,1 млрд руб.
В Headway Company объясняют рост закупок по таким процедурам пандемией, потребовавшей от госзаказчиков экстренно приобретать лекарства. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) заявили, что такие закупки без тендеров курирует Минфин.
По данным Headway Company, за три квартала этого года с участием двух-трех поставщиков прошло 19% аукционов, а в 8% случаев было подано четыре и более заявок. Headway Company также выяснила, что в этом году экономия операторов госзакупок составила в среднем 3,4%, в прошлом году — 4,6%. Самое существенное снижение закупочных цен — на 30% — ожидаемо зафиксировано на тендерах с четырьмя и более заявками. На аукционах, где участвовало хотя бы два претендента, удалось сэкономить до 15%.
В ФАС признают, что экономия в этом сегменте зависит прежде всего от расчета заказчиком начальной стоимости контракта. В Минздраве запрос о текущей ситуации с гостендерами переадресовали в подведомственное Федеральное казенное учреждение ФЦПиЛО. Там комментарии не предоставили.
По словам господина Федорова, при закупках оригинальных препаратов вообще отсутствует экономия, как и конкуренция: такая ситуация, например, по программе 14 высокозатратных нозологий. Подобные лекарства поставляются одним дистрибутором, он же и локализует в РФ производство препаратов зарубежной компании, поясняет гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Но и в этом случае закон все равно требует формального тендера, что, по мнению Алексея Федорова, "приводит к бессмысленным трудозатратам и потере времени".
Господин Шуляк добавляет, что низкая экономия связана и с тем, что начальная цена на крупные лоты формируется Минздравом после переговоров с производителями и поставщиками. Хотя, оговаривается он, такой механизм не формализован в законе о госзакупках. Это обычная практика, подтверждают опрошенные крупные фармкомпании. Так происходило, например, с прошлогодним контрактом на поставку лекарства от ВИЧ тивикай от британской GlaxoSmithKline. Тогда Минздрав получил от производителя скидку на 27% (7,1 тыс. руб. за упаковку) в обмен на увеличение объема закупок до 62 тыс. годовых курсов препарата.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо ФАС России № ТН/95899/24, Минздрава России № 25-7/И/2-21105 от 23.10.2024 "О применении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)"
- Письмо Федеральной антимонопольной службы от 17.06.2024 № ПИ/52337/24 "О порядке выдачи сертификатов о происхождении товаров"
- Вебинар от 16.05.2024 "44-ФЗ - НМЦК, цена контракта при покупке лекарств"
- Вебинар от 03.04.2024 "Особенности закупок лекарств средств медицинских изделий и медоборудования"
- Письмо ФАС России от 21.02.2024 № ТН/14226/24 "О вопросах применения постановления Правительства Российской Федерации от 31.10.2020 № 1771"