Расходы госзказчиков на самостоятельную разработку ПО достигают 50% от общего объема закупок софта
На самостоятельную разработку программного обеспечения (инсорсинг) госзказчиками и госкомпаниями приходится до 50% от их общего объема закупок софта, заявил председатель совета директоров компании "Базальт СПО" (российский разработчик ПО) Алексей Смирнов.
Алексей Смирнов рассказал, что сейчас идет усиленный переход заказчиков на инсорсинговую разработку - за бюджетные деньги создаются продукты, конкурирующие с уже имеющимися у российских разработчиков. Есть несколько примеров разработки госкорпорациями операционных систем за бюджетные деньги, которые не дали никакого результата.
Смирнов отметил, что ситуация усугубляется тем, что такие разработки, даже если они сделаны и работают, не получают дальнейшего развития, продвижения на рынке. В том числе, в тех случаях, когда соответствующие решения заинтересовали других заказчиков или разработчиков софта.
Алексей Смирнов добавил, что решению этой проблемы может помочь включение в стратегию развития индустрии свободного ПО (СПО, ПО с открытым кодом, проект этого документа был подготовлен по инициативе Минцифры, находится на доработке) положения, по которому все инсорсинговые разработки госзаказчиков и госкомпаний должны будут получать открытую лицензию, как любое СПО.
Помимо этого запуск госзаказчиками и госкомпаниями инсорсинговых проектов создает дополнительные трудности на ИТ-рынке. Речь идет о том, что под такие проекты формируются крупные команды разработчиков. Это приводит к нехватке ИТ-специалистов и подогревает рынок (в части уровня зарплат), который, по мнению экспертов, и так значительно перегрет.
Ранее российские компании-разработчики софта уже отмечали, что многие крупные компании из других секторов экономики запустили проекты по разработке собственных программных решений. В сентябре гендиректор "Рексофта" Александр Егоров говорил, что они увидели шанс в сложившейся экономической и технологической ситуации (переход на удаленную работу, цифровая трансформация, роботизация и т.п.), для того чтобы сделать рывок в другую нишу, на другой рынок. Сейчас у многих сложилось впечатление, что за несколько лет такой рывок сделать можно.
Однако, по оценке участников рынка, заметного числа успешных проектов по внутренней разработке ИТ-решений ждать не приходится - вливание значительных средств в формирование собственных крупных команд разработчиков не решит проблемы отсутствия компетенций в той или иной области. То есть, таким компаниям рано или поздно придется обращаться к профессиональным компаниям-разработчикам, которые нарабатывали свои компетенции последние 15-20 лет.
Похожие материалы (по тегу)
- Письмо Минфина России от 11.10.2024 № 24-06-09/98674 "О подготовке обоснования невозможности соблюдения запрета или ограничения допуска товаров (работ, услуг) из иностранных государств, в частности, при закупке программного обеспечения"
- Письмо Минфина России, Минцифры России, ФАС России от 13.03.2024 № 24-00-07/22259, № СК-П11-22106, № ПИ/20386/24 "Об осуществлении отдельными видами юридических лиц закупки российского программного обеспечения у его разработчика"
- Вебинар от 05.03.2024 "Онлайн консультация для заказчиков по 44-ФЗ"
- Письмо Минфина России от 07.06.2019 № 24-01-07/41760 "О применении запрета, ограничений и условий допуска товаров, происходящих из иностранных государств, при закупке компьютерной техники с предустановленным программным обеспечением"
- Постановление Правительства РФ от 17.10.2023 № 1716 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 августа 2022 г. № 1478"