СП РФ указала на несовершенство критериев оценки эффективности системы закупок в РФ
Счетная палата РФ предлагает разработать новые критерии оценки эффективности системы закупок, следует из отчета СП РФ по "Мониторингу развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации за 2020 год".
В отчете говорится, что в целом средние показатели конкуренции и экономии (основные критерии оценки эффективности) не дают объективного представления об эффективности закупок, а также не отражают реальное состояние конкуренции на рынке государственных закупок (не учитываются отраслевые особенности, различия в уровне цен закупок, а также уровни бюджетов заказчиков).
Так, СП РФ отмечает, что средний уровень конкуренции по итогам 2020 года оценивается в 3,31 заявку на одну закупку. В то же время в отдельных отраслях этот показатель либо значительно ниже, либо значительно выше. В частности, в отрасли "Услуги гостиничного хозяйства и общественного питания" уровень конкуренции составляет 1,69 заявки на одну закупку, а в отрасли "Услуги в области образования" - 5,51 заявки.
Также в отчете СП РФ подчеркивается, что в 40% отраслевых подгрупп количество заявок на 1 лот не превышает трех (в 107 из 262). С учетом изложенного, оценка конкуренции только по одному показателю "Среднее количество поданных заявок на 1 лот" является недостаточной и объективно не может характеризовать состояние конкуренции в государственных закупках.
Кроме того, по оценке СП РФ, ряд отраслей экономики, которые считаются конкурентными, "не всегда являются таковыми в сфере государственных закупок, имеют признаки высококонцентрированных". И наоборот.
Авторы отчета полагают, что требуется анализ конкурентной среды на постоянной основе, результаты которого можно эффективно использовать в целях принятия управленческих решений по регулированию закупочной деятельности на неконкурентных рынках. Также считаем целесообразным разработать комплексную систему показателей, так как единственный применяемый в настоящее время показатель объективно не может характеризовать состояние конкуренции в государственных закупках.
В частности, СП РФ предлагает использовать показатели, которые применяет Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России при анализе состояния конкуренции на товарных рынках. Речь идет, в частности, об индекс Херфиндаля-Хиршмана и коэффициенте рыночной концентрации.
Критерий относительной экономии (снижения начальной максимальной цены контракта) Счетная палата также считает недостаточно эффективным. Так, в 2020 году относительная экономия в госзакупках в целом составила 6,2%. При этом в закупках объемом до 10 млн рублей экономия достигает 10-14%, тогда как в закупках свыше 100 млн рублей экономия варьирует в диапазоне от 4,2 до 1,98%. В закупках, участниками которых являются СМП и СОНКО (субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций), при НМЦК до 500 тыс. рублей экономия составляет 19,41%, тогда как в диапазоне от 15 до 20 млн рублей - 8,83%.
В отчете СП РФ отмечается, что использование показателя относительной экономии, как одного из критериев эффективной закупки, представляется не всегда оправданным, поскольку его величина в значительной степени зависит от обоснованности самой НМЦК, что, в первую очередь, зависит от достоверности используемых источников для определения цен.