Menu
RSS
A+ A A-

В 2020 году доля расторгнутых госконтрактов в РФ уменьшилась до 13,8%

В 2020 году на долю расторгнутых госконтрактов пришлось 13,8% от общего числа заключенных госконтрактов, что на 7 п.п. меньше аналогичного показателя 2019 года, говорится в докладе Аналитического центра при правительстве РФ по результатам изучения ситуации с расторжением контрактов в рамках контрактной системы.

По данным Аналитического центра, в 2019 году всего было расторгнуто 20,1% от общего числа госконтрактов, а в прошлом году этот показатель снизился до 13,8%. Эксперты центра считают, что на снижение доли расторгнутых госконтрактов повлияло введение мер по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

В последнем случае речь идет, в частности, о поправках к закону "О контрактной системе" (44-ФЗ), согласно которым госзаказчики получили возможность изменять существенные условия контрактов с едпоставщиками при закупках услуг естественных монополий, коммунальных услуг, услуг по управлению многоквартирными домами и т.п.

При этом в материалах центра отмечается, что в предыдущие годы доля расторгнутых контрактов постепенно увеличивалась - с 18,4% в 2017 году до 20,1% в 2019 году. Исследователи подчеркивают, что аналогичная ситуация сложилась и в сфере закупок госкомпаний. Здесь доля расторгнутых договоров в 2017-2019 годах выросла с 10,3% до 12,3%, а в 2020 году она сократилась до 6,7%.

Подавляющее большинство госконтрактов (97%) расторгается "по соглашению сторон". Причем, более половины таких контрактов (63%) - это контракты с единственными поставщиками, в том числе - с естественными монополиями. Также исследователи отмечают, что значительная часть расторгаемых "по соглашению сторон" госконтрактов - рамочные. То есть, в большинстве случаев госзказчики не выбирают весь объем закупаемого товара.

В докладе Аналитического центра говорится, что следует предположить, что ряд контрактов с "рамочными" условиями расторгаются с большим остатком в связи с низким качеством планирования таких закупок (закладывается объем, превышающий необходимый, например, на 30 - 50%) или с умыслом заказчиков изначально заложить большую сумму, чтобы затем при расторжении контракта высвободить эти денежные средства для иных закупок, которые не планировались и не были заложены в плане-графике.

При этом эксперты подчеркивают, что в подавляющем большинстве случаев госзаказчики не указывают конкретные причины расторжения контрактов "по соглашению сторон".

Также в доклад Аналитического центра включен ряд предложений, направленных на изменение ситуации с расторжением госконтрактов.

В частности, для снижения риска возможных злоупотреблений при расторжении контрактов "по соглашению сторон" предлагается унифицировать форму соответствующего соглашения, в которой будет отражаться конкретная причина расторжения контракта. Также предлагается автоматизировать процесс подписания таких соглашений в рамках Единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок.

Другое предложение Аналитического центра предусматривает создание досудебного инструмента урегулирования спора (например, через ФАС России) в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта с включением информации о поставщике в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Здесь центр отмечает, что доля таких госконтрактов (расторгнутых госзаказчиком в одностороннем порядке) невелика и составила в 2019 году около 2% от общего числа госконтрактов. Однако среди них доля необоснованно расторгнутых контрактов значительна.

Так, ранее ФАС отмечала, что в 2019 году в службу поступило около 27 тыс. обращений госзаказчиков о включении участников закупок в РНП. Годом ранее этот показатель составлял только 14 тыс. обращений. По результатам рассмотрения этих обращений ФАС приняла только немногим более 14 тыс. (7 тыс. в 2018 году) решений о включении компаний в РНП. То есть, около 14 тыс. обращений были признаны службой необоснованными.

Ранее эксперты ФАС сообщали, что часто в прошлом году сталкивались не с недобросовестными поставщиками, а с недобросовестными заказчиками, которые используют норму 44-ФЗ об одностороннем расторжении контракта для борьбы с неугодными компаниями-поставщиками. Доходит до того, что контракты расторгаются, в том числе без оснований, через 1-2 недели после подписания контракта.

Еще одно предложение Аналитического центра предусматривает создании индекса деловой репутации участников закупок, учитывающего негативные факты предыдущего опыта исполнения контрактов. Этот индекс предполагается применять в виде понижающего показателя для оценки заявок участников.

Наверх

Сайты органов власти

Партнеры

Официальные торговые площадки

Официальные торговые площадки

Услуги портала

Контакты

E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
+ 7 9128 424 424
460049, г. Оренбург, пр. Автоматики, 12