В каких случаях заказчик не обязан заключать договор с единственным участником торгов
Государственное автономное учреждение здравоохранения Ордена Трудового Красного Знамени «Городская клиническая больница № 1 г. Челябинск» (далее – Заказчик) проводило закупку в форме электронного аукциона в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ). Вместе с тем по причине допуска до участия в закупке только одного заявителя: «ИРГАМЕД» (далее – Общество), закупка была признана несостоявшейся, при этом Заказчик принял решение не заключать договор с Обществом, в связи с чем Общество обратилось с жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Управление), указав в жалобе, что Заказчик обязан заключить договор с единственным участником. Управлением жалоба Общества была признана необоснованной, однако Общество обжаловало решение Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции поддержал решение Управления, указав, что в Положении о закупке Заказчика предусмотрено: в случае признания электронного аукциона несостоявшимся Заказчик вправе заключить договор с единственным участником. Следовательно, заключение договора с Обществом является правом, а не обязанностью Заказчика.
Общество обжаловало принятое решение в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции при пересмотре дела пришел к выводу об ошибочных выводах Управления и суда.
Прежде всего апелляционная коллегия судей обратила внимание на недавно опубликованное постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 23.12.2022 № 57-П (далее – Постановление), в котором как раз рассматривается ситуация, аналогичная настоящему делу. Согласно позиции, содержащейся в Постановлении, заказчик не обязан заключать договор с единственным участником торгов в случае их признания несостоявшимися в связи с отсутствием других участников торгов в том случае, если в положении о закупке прямо предусмотрено, что в этом случае договор не заключается и торги проводятся повторно. Когда же в положении о закупке подобное решение вопроса не предусмотрено либо допускается произвольное усмотрение заказчика в вопросе о заключении такого договора, признание торгов несостоявшимися на указанном основании не влечет отказа от заключения договора с единственным участником торгов, если объективных препятствий к заключению договора с этим участником не имеется.
Апелляционная коллегия пришла к выводу, что из Положения о закупке Заказчика следует, что решение вопроса о заключении договора с единственным участником закупки, признанной несостоявшейся, относится к усмотрению заказчика: заказчик может как заключить договор, так и провести новые закупочные процедуры. Какие-либо условия, определяющие выбор заказчиком тех или иных действий ни в Положении о закупке, ни в документации о закупке не приведены. Равно как и не приведены Заказчиком объективные обстоятельства, которые препятствовали бы ему заключить договор с единственным участником, выводы о неконкурентности проведенной закупки отсутствуют, заявка Общества была признана Заказчиком соответствующей требованиям документации о закупке.
Следовательно, Заказчиком в Положении о закупке предусмотрена возможность заключения договора с единственным участником при признании торгов несостоявшимися, такое условие Положения о закупке сформулировано Заказчиком для удовлетворения своих нужд и обусловлено тем, что предложение единственного участника соответствует закупочной документации и является конкурентным.
Таким образом, Заказчик обязан заключить договор с Обществом.
Похожие материалы (по тегу)
- Решение Арбитражного суда от 20.05.2024 по делу № А11-7985/2023 "Отсутствие ущерба и неопытность победителя оправдали при уклонении от заключения контракта"
- Письмо Минфина России от 25.10.2024 № 24-06-09/103862 "О заключении нового контракта в сфере закупок в случае расторжения контракта по соглашению сторон"
- Вебинар 21.11.2024 "Комиссия по осуществлению закупок - 44-ФЗ"
- Письмо Минтруда России от 30.09.2024 № 16-6/В-1076 "Об осуществлении закупок и применении бюджетной классификации в целях оснащения рабочих мест и (или) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов"
- Письмо Минфина России от 09.10.2024 № 24-07-08/97806 "О применении национального режима при закупках отдельными видами юрлиц"